Оглавление
- Акции Tesla: взлёт на фоне карантина
- iShares U.S. Consumer Goods ETF
- Продажи инсайдеров
- Потенциал роста не исчерпан
- Консенсус-прогноз по акциям Tesla
- Что будет дальше для бизнеса?
- Конкуренция нарастает
- SoFi Select 500 ETF
- Горизонтальная интеграция ускорит развитие Tesla
- Роль Илона Маска в Tesla
- Стоит ли сейчас покупать акции Tesla?
- Регуляторная проверка
- Финансовые показатели Tesla
- Бизнес модель Tesla
- Тренды авто индустрии
- Нехватка микросхем
- Вывод
- Подведем итоги
Акции Tesla: взлёт на фоне карантина
Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций
Сейчас мой публичный инвестпортфель — более 5 000 000 рублей.
Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.
Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.
Подробнее
Компания Тесла специализируется на выпуске электромобилей. Будучи основана в 2003 году, вплоть до 2019-го особыми финансовыми успехами она не блистала, по большей части несла убытки. Такими оказались годы с 2015 по 2019 включительно, суммарный убыток за это время составил $5,74 млрд. Впервые большого успеха Tesla добилась в 1 квартале 2020 г. Несмотря на карантин и биржевой обвал в марте, было продано 88,4 тыс. электромобилей, что стало лучшим квартальным результатом в истории компании. Первое полугодие 2020 года, как и второе 2019-го, оказалось прибыльным. Их общий итог – чистая прибыль в размере $479 млн.
Звёздный час для Tesla наступил после отчёта за 4 квартал 2019 г. Оказалось, что компания выполнила годовой план по выпуску электромобилей (360–400 тыс. шт.), отгрузив 367 тыс. машин. По-видимому, утечки информации бывали и раньше, недаром акции Tesla активно росли с декабря 2019 г. Настоящее же безумие началось после опубликования отчёта. Только за 3 февраля бумаги подскочили почти на 16%. На следующий день был установлен абсолютный рекорд дневного оборота акций одной компании. Общая сумма сделок превысила $55 млрд.
После этих событий аналитики разделились на два непримиримых лагеря. Инвестиционная компания Ark Invest допустила рост акций Tesla до $7 тыс. В то же время, по оценке Morgan Stanley, экономически обоснованной выглядела стоимость $360. Именно к ней вскоре и упали акции. Подобное явление известно как «ловушка для медведей». В 2008 г. канадский эксперт Жан-Поль Родриг предложил схему динамики роста и схлопывания биржевых пузырей.
Акции Tesla отработали её с образцовой точностью. Как показывает история, подобные сценарии повторялись в мире много раз. Но давайте посмотрим, что было дальше с бумагами Tesla. Новая волна ажиотажного спроса началась уже в марте. Во многом ей способствовало рекордное в истории монетарное стимулирование экономики, предпринятое ФРС США для борьбы с «коронавирусным» кризисом. Моментальный отскок продемонстрировало абсолютное большинство акций. Лидером вновь оказалась Tesla: восстановление до прежнего максимума привело не к остановке роста, а только к его ускорению.
Первый пузырь оказался лишь одной из стадий развития второго. Ещё острее встал вопрос: чего ждать в дальнейшем? Экономические показали Tesla выдающимися назвать сложно. Собственный капитал компании на конец 2 квартала 2020 г. оценивался всего в $11,38 млрд. Суммарные обязательства на тот же момент составляли $26,75 млрд. Тем не менее рыночная капитализация Tesla на конец июля 2020 достигла $226,6 млрд, а в августе превышала $300 млрд.
Объяснить феномен Tesla в рамках фундаментального анализа невозможно. Эти акции слишком волатильны и не подходят для портфельных инвестиций, по ним не платят дивиденды. Большинство энтузиастов верят в дальнейшие успехи компании и ждут роста прибыли. Они надеются, что в будущем, возможно, Tesla начнёт выплачивать дивиденды. Скептики считают, что на фоне высокой долговой нагрузки перспективы дальнейшего роста акций туманны. Генеральный директор компании Илон Маск ещё в начале мая 2020 года признал, что акции Tesla переоценены. К тому же, компания имеет проблемы, заметные невооружённым взглядом. Прежде всего, это явная нехватка производственных мощностей, их уязвимость перед текущими экономическими вызовами.
- Стоимость$168,70
- Годовой диапазон торгов $92,00-167,48
- Дивидендная доходность 2,01%
- Издержки инвестирования0,43%
iShares U.S. Consumer Goods ETF (NYSE:IYK) позволяет инвестировать в американских производителей потребительских товаров, таких как продукты питания, автомобили и предметы домашнего обихода. Фонд был запущен в июне 2000 года и управляет портфелем активов стоимостью 711 миллионов долларов.
IYK Weekly Chart
На данный момент в IYK включены 96 компонентов индекса Dow Jones U.S. Consumer Goods. В первую десятку компаний вложено примерно 54% всего капитала.
По отраслям средства распределены между продуктами питания, напитками и табаком (36,93%); автомобилями и комплектующими (20,36%); бытовыми товарами и продуктами личного пользования (19,87%); а также потребительскими товарами длительного пользования (15,69%).
Список вложений ETF возглавляют Tesla, на долю которой приходится 15,03% общих активов, один из лидеров сектора потребительских товаров Procter & Gamble (NYSE:PG), а также гигант рынка безалкогольных напитков Coca-Cola (NYSE:KO).
С начала года IYK вырос более чем на 25% с и 7 декабря достиг годового максимума. Скользящие коэффициенты P/E и P/B составляют 25,11 и 5,46 соответственно. В результате недавнего роста фондового рынка фонд несколько перекуплен. Инвесторам, которые хотят получить доступ к акциям Tesla и прочих американских гигантов потребительского сектора, стоит дождаться возможной коррекции к отметке $155.
Продажи инсайдеров
Топ-менеджмент Tesla регулярно продает акции компании, за май – июль 2021 года было продано порядка 25 000 акций на общую сумму свыше $16 млн. Отсутствие покупок на открытом рынке связано с тем, что схема вознаграждения топ-менеджеров включает опционы на приобретение акций по ценам в разы ниже текущих рыночных ($40–50 за акцию). В целом, объем продаж инсайдерами нельзя назвать значительным.
Итоги
Tesla – первооткрыватель и безусловный лидер отрасли электромобилей. Взлет акций в 2020 году, когда они выросли на 743%, заставляет задаваться вопросом, насколько такие темпы роста могут быть поддержаны в будущем, на фоне растущей конкуренции. Пока в 2021 году Tesla показывает динамику хуже и рынка, и отрасли. С учетом того, что цена уже находится у целевых уровней аналитиков, а значения ключевых мультипликаторов многократно завышены, INVEST-SPACE воздерживается от добавления акций в портфель по текущим ценам.
Это не означает, что Tesla не может расти и дальше на сотни процентов в год. Но невысокая вероятность такого развития событий и существующий профиль рисков не позволяют считать акции компании привлекательной инвестиционной идеей.
Спасибо за внимание и успешных вам инвестиций!
Потенциал роста не исчерпан
Позитивный фон позволяет ряду аналитиков предположить, что у акций Tesla еще есть пространство для дальнейшего роста. Во вчерашней заметке эксперты Wedbush (которые повысили целевой уровень Tesla с $800 до $1000) отметили, что основным драйвером роста капитализации по-прежнему остается огромный китайский рынок, демонстрирующий явные признаки скачка спроса:
При этом таргет «оптимистичного сценария» Wedbush вырос с $1350 до $1500 за акцию.
Согласно Bloomberg, китайская Contemporary Amperex Technology Co Ltd (SZ:), поставляющая аккумуляторные батареи для электромобилей Tesla и Volkswagen (OTC:VWAGY), разработала новые аккумуляторы, рассчитанные на суммарный пробег 1,24 млн миль (около 2 млн километров) или 16 лет службы.
«Продление срока службы рассматривается как важный шаг вперед, поскольку батарею можно будет использовать повторно на новом транспортном средстве. Это снизит расходы на владение электромобилем и положительно скажется на всей отрасли, которая пытается восстановить импульс продаж, потерянный из-за вспышки коронавируса и снижения цен на нефть (что сделало автомобили на ископаемом топливе более конкурентоспособными)», — говорится в отчете.
Консенсус-прогноз по акциям Tesla
Дата | Рейтинговое агентство | Рейтинг | Целевая цена | Изменение целевой цены | Прошлый рейтинг / текущий рейтинг |
---|---|---|---|---|---|
09.08.2021 | Jefferies | Покупать | $850 | $700 → $850 | Держать → покупать |
02.08.2021 | KGI Securities | Покупать | $855 | → $855 | Старт рейтинга |
29.07.2021 | DZ Bank | Покупать | $750 | → $750 | Продавать → покупать |
27.07.2021 | Canaccord Genuity | Покупать | $768 | $812 → $768 | Без изменения |
27.07.2021 | Goldman Sachs | Покупать | $875 | $860 → $875 | Без изменения |
27.07.2021 | RBC Capital | Держать | $745 | $718 → $745 | Без изменения |
27.07.2021 | Wells Fargo | Держать | $660 | $590 → $660 | Без изменения |
27.07.2021 | Mizuho | Покупать | $825 | $820 → $825 | Без изменения |
07.07.2021 | JP Morgan | Продавать | $160 | $155 → $160 | Без изменения |
29.06.2021 | UBS | Держать | $660 | $730 → $660 | Без изменения |
27.04.2021 | Credit Suisse | Держать | $800 | → $800 | Без изменения |
23.04.2021 | Morgan Stanley | Покупать | $900 | $880 → $900 | Без изменения |
Большинство прогнозов по акции Tesla – с рейтингом «Покупать», предполагающим дальнейший рост котировок. При этом консенсус аналитиков по целевой цене составляет порядка $700, что практически не отличается от актуальной цены акции на конец августа.
Таким образом, по мнению аналитиков, при текущем уровне цен акция обладает ограниченным потенциалом роста. Как правило, такая ситуация – совпадение целевой и текущей цены – характерно для зрелых компаний, уже прошедших стадию взрывного роста. Опосредованно эту точку зрения поддерживает и характер изменения аналитиками целевых цен. Как видно из таблицы выше, большинство прогнозов меняются в пределах 5%: с $812 до $768, с $860 до $875, с $718 до $745 и т.д.
Такие небольшие коррекции целевых цен говорят о выросшей стабильности бизнеса и уверенности аналитиков в своих расчетах справедливой цены. Для сравнения, еще год назад большинство прогнозных цен для Tesla менялись сразу на 50%-100%.
С учетом того, что акция уже находится у целевых уровней, и переоценена по фундаментальным показателям, соотношение потенциальной прибыли и возможных рисков делает ее малопривлекательной для инвестирования.
Что будет дальше для бизнеса?
У Tesla есть несколько новых разработок, о которых следует знать инвесторам. После пятого квартала подряд прибыльность Tesla была добавлена в индекс S&P 500 21 декабря, заменив Apartment Investment and Management Co.
Tesla также заявила, что будет стремиться снизить общую стоимость производства своих автомобилей и, в частности, батарей. В долгосрочной перспективе компания также будет пытаться заработать больше на своем программном обеспечении, в том числе на полной системе самоуправления, которая все еще находится в разработке. Что касается доходов от регулирующих кредитов, то они должны снизиться в ближайшие несколько лет вместе с зависимостью компании от этого источника дохода.
Может вас заинтересует так же:
- Куда вложить 100000 рублей?
- Как выбрать брокера и открыть брокерский счет?
Конкуренция нарастает
Еще одна угроза доминированию Tesla на рынке электромобилей связана с новыми источниками конкуренции. Согласно Bloomberg, пять ведущих автомобилестроительных компаний, а именно Daimler (OTC:DDAIF), Ford (NYSE:F), General Motors (NYSE:GM), Stellantis (NYSE:STLA) и Volkswagen (DE:VOWG), планируют тратить в среднем по $6,5 миллиарда в год каждая на разработку и выпуск электромобилей в течение следующих пяти-десяти лет.
Так, Volkswagen в апреле выпустил на рынок модель Audi Q4 e-tron, которая составит конкуренцию Tesla в быстрорастущем сегменте компактных кроссоверов. Немецкий автоконцерн планирует вывести на рынок дюжину электромобилей, включая ID.4 и электрическую версию Porsche Macan. В этом году Volkswagen планирует продать около 600 тыс. электромобилей на аккумуляторах.
Свои усилия в сфере электромобилей активизируют не только традиционные автопроизводители вроде Volkswagen и General Motors. За продвинутых автолюбителей также борются такие молодые китайские компании, как Nio (NYSE:NIO) и Xpeng (NYSE:XPEV).
Согласно СМИ, General Motors начнет наращивать темпы позднее в этом году, когда с конвейеров сойдут первые партии электрического пикапа Hummer и внедорожника Cadillac Lyriq. К выпуску также готовится электрическая версия пикапа Chevy Silverado.
Между тем, в Китае хитом продаж стал недорогой электромобиль Hongguang Mini, выпускаемый GM совместно с двумя местными госкомпаниями. Согласно Bloomberg, c момента старта продаж в прошлом июле и по настоящее время было продано уже больше четверти миллиона автомобилей этой модели, что лучше показателей Model 3 производства Tesla и электромобилей местных конкурентов, включая Ora Black Cat производства Great Wall (OTC:GWLLY).
SoFi Select 500 ETF
- Стоимость$13,70;
- Годовой диапазон торгов: $7,84-14,20;
- Дивидендная доходность: 1,17%;
- Издержки инвестирования: на данный момент комиссия отменена.
SoFi Select 500 ETF (NYSE:SFY) открывает участникам рынка доступ к 500 крупнейшим (по рыночной капитализации) публично торгуемым компаниям США. При определении удельного веса компаний в ETF менеджеры используют такие показатели, как рост продаж и прогнозные оценки выручки.
SFY Weekly Chart
Базой SFY является индекс Solactive SoFi U.S. 500 Growth. Фонд был запущен в апреле 2019 года и в рамках привлечения инвесторов не будет взимать комиссию в течение первых трех лет работы.
В десятку лидеров портфеля вложено примерно 28% капитала, составляющего более 110 миллионов долларов. Список возглавляют Amazon (NASDAQ:AMZN), Apple (NASDAQ:AAPL), Microsoft (NASDAQ:MSFT), Berkshire Hathaway (NYSE:BRKa), (NYSE:BRKb) и Tesla (с удельным весом в 1,81%).
Что касается отраслей, то средства распределены между технологиями (24,6%), нециклическими предприятиями потребительского сектора (23,5%) и телекомами (15,4%).
С начала года SFY прибавил более 22% и достиг рекордного максимума в конце ноября. Краткосрочная фиксация прибыли по ряду компонентов фонда может оказать давление на сам ETF. Тем не менее, вес каждой отдельной компании недостаточно велик, чтобы она смогла оказать сильное влияние на стоимость всего портфеля. Инвесторы, которые верят в дальнейший рост компаний этого ETF, могут подумать о покупке на просадке.
Примечание: Активы, рассмотренные в данной статье, могут быть недоступны инвесторам некоторых регионов. В этом случае проконсультируйтесь с аккредитованным брокером или консультантом по финансовым вопросам, которые помогут подобрать аналогичный инструмент. Статья носит исключительно ознакомительный характер. Перед принятием инвестиционного решения обязательно проводите дополнительный анализ.
Горизонтальная интеграция ускорит развитие Tesla
В конце 2021 года Tesla планирует выпустить серию новых автомобилей: Tesla Roadster — спортивный электрокар, который разгоняется до 100 км/ч за 1.9 секунды, а максимальная скорость которого — 400 км/ч. Tesla Roadster в среднем дешевле своих конкурентов в 7-8 раз и стоит порядка 250 тыс. долларов.
Рис. 9
Tesla Semi — футуристический электротрак для транспортировки грузов. Он будет оснащен автопилотом и иметь полную загрузку в 36 тонн, при этом зарядка от 0 до 100% займет не более 40 минут, запас хода = 800 км. Прогнозная цена = 200 тыс. долларов.
Рис. 10
Tesla Cybertruck — электрический пикап. Автомобиль создан как для бездорожья, так и для обычной дороги. Грузоподъёмность кибертрака = 1.6 тонн, а самая мощная версия разгоняется до сотни за 2.9 секунд. По версии Илона Маска, кибертрак на дистанции 402 метра обгоняет Porsche 911. Стоимость машины оценивается в 70 тыс. долларов.
Рис. 11
Новые модели способны сгенерировать в 2022 году выручку = 1.2 млрд долларов.
Роль Илона Маска в Tesla
Илон Маск – основатель, CEO и официально «технокороль» Tesla, компания во многом обязана ему своим успехом. При этом он же – причина судебных исков и расследований Комиссии по ценным бумагам США о манипулировании рынком.
В своей отчетности Tesla упоминает о рисках, связанных с тем, что Маск не может быть полностью сосредоточен на задачах компании, в силу участия в других проектах. Представляется, что более серьезные риски связаны с тем, что принадлежащие ему акции Tesla используются Маском в качестве обеспечения перед банками по собственным кредитам (эта информация тоже раскрывается в отчетности). В случае резкого снижения цены акций Tesla (и соответствующего снижения стоимости обеспечения, выраженного в этих акциях) Маск может быть вынужден продать акции в силу обязательств перед банками – что в силу большого объема принадлежащей ему доли приведет к дальнейшему снижению котировок.
Стоит ли сейчас покупать акции Tesla?
С учетом всех фактов, для портфельного инвестора на данный момент большого интереса компания не представляет. Конкурентов у неё уже много, а логистика далека от оптимальной. Ждать новых производственных рекордов, по-видимому, не приходится. Ажиотаж вокруг акций Tesla – во многом дань моде и уважения к личности И. Маска. Его имидж гения и авантюриста сам по себе работает как фактор роста бумаг.
Интерес западного общества к экологически чистым технологиям и дешевеющая электроэнергия работают на пользу Tesla. Многие инвесторы воодушевлены скоростью роста бумаг и боятся упустить новые максимумы, пока на рынок льются потоки долларов по нулевым ставкам. Однако, как показывает практика, растущий аппетит к риску при явных признаках экономической стагнации ничем хорошим обычно не заканчивается.
И вот буквально по горячим следам. После того как 11 августа 2020 г. было объявлено о намеченном на 28.08.2020 г. сплите акций компании из расчёта 1:5, котировки подскочили на постмаркете более чем на $100. Повышение продолжалось и в ходе торгов 12 августа. Причина роста – «новые» акции станут более доступными для покупателей, значит, у быков есть отличный шанс зафиксировать прибыль.
Всем профита!
11.08.2020
Регуляторная проверка
Помимо того, что Tesla может не оправдать консенсус-прогнозы по прибыли на текущий год, она также столкнулась с регуляторной проверкой, которая может закончиться масштабным отзывом автомобилей.
Национальное управление безопасностью движения на трассах США (NHTSA) на прошлой неделе начало официальную проверку системы Tesla Autopilot после почти дюжины случаев столкновения машин Tesla с автомобилями экстренных служб. В течение последних нескольких лет клиенты Tesla заплатили за этот функционал тысячи долларов.
Проверка NHTSA затрагивает 765 тыс. автомобилей Tesla моделей Y, X, S и 3, выпущенных с 2014 года и по настоящее время. Регулятор объявил, что поводом для начала проверки послужили 11 случаев столкновения, в результате которых 17 человек получили ранения и один человек погиб. NHTSA обладает полномочиями признавать автомобили неисправными и распоряжаться об отзывах.
Согласно Bloomberg, производителя электромобилей уже не первый год упрекают за вводящее в заблуждение наименование этой системы. С конца 2016 года компания называет эту функцию в своих рекламных материалах полностью автономным автопилотом. На деле же Autopilot в автомобилях Tesla представляет собой систему содействия водителю, которая поддерживает скорость стабильной и обеспечивает центровку автомобиля на полосе, при этом водитель должен постоянно контролировать ситуацию.
В настоящее время Tesla предлагает своим клиентам эти функции, которые принято называть FSD, в виде пакета за $10 000, или $199 в месяц.
После начала инспекции NHTSA, провести проверку в отношении Tesla в связи с рекламой функций Autopilot и FSD также попросили два сенатора от Демократической партии, обратившихся в Федеральную комиссию по торговле США (Federal Trade Commission, FTC).
Сенатор Ричард Блюменаль (Коннектикут) и сенатор Эд Марки (Массачусетс) в письме на прошлой неделе попросили председателя FTC Лину Кан проверить, не использует ли Tesla «потенциально вводящие в заблуждение и нечестные практики» в рекламе этих технологий.
«Мы опасаемся, что функции Autopilot и FSD компании Tesla не такие зрелые и надежные, как компания пытается убедить публику», — указали сенаторы, сославшись на заявления Маска, а также на видео YouTube под названием Full Self-Driving от 2019 года, в котором содержится ссылка на сайт Tesla.
Впрочем, повышенное внимание к этим рискам и к тому, как они могут сказаться на акциях Tesla, не должно скрыть тот факт, что многие аналитики по-прежнему настроены оптимистично. Так, аналитики Piper Sandler Александр Поттер и Винни Донг в этом месяце подтвердили рейтинг «выше рынка» для акций Tesla и целевую стоимость на уровне $1200
Аналитики отмечают:
Подведем итоги
Будущую траекторию акций Tesla предсказать сложно, учитывая огромный спекулятивный интерес к этой компании. Однако события последнего времени говорят о том, что производителю электромобилей будет достаточно трудно превзойти ожидания в складывающейся непростой ситуации с производством.
Инвесторам следует проявлять осторожность
Финансовые показатели Tesla
Во втором квартале 2021 года компания продемонстрировала сильные результаты. Выпуск машин более чем удвоился относительно 2 квартала прошлого года, а чистая прибыль впервые в истории превысила $1 млрд. Рост выручки связан с высоким спросом на Model 3 и Model Y, а также развитием продаж в Китае. Это позволило заметно повысить маржинальность бизнеса, с учетом того, что остается потенциал ее дальнейшего роста за счет продажи обновленных моделей люкс-сегмента – Model S и Model X. Прибыль на акцию показывает растущий тренд последние 2 года, и уже с 2019 года находится в положительной зоне.
Показатель | Динамика (2 кв 2021 к 2 кв 2020) | 2 кв 2021 | 1 кв 2021 | 4 кв 2020 | 3 кв 2020 | 2 кв 2020 |
---|---|---|---|---|---|---|
Выручка | 98% | $11,96 млрд | 10,39 млрд | 10,74 млрд | 8,77 млрд | 6,04 млрд |
Чистая прибыль | 961% | $1,14 млрд | $0,438 млрд | $0,239 млрд | $0,331 млрд | $0,104 млрд |
Прибыль на акцию (EPS) | 827% | $1,02 | $0,38 | $0,23 | $0,27 | $0,11 |
Рентабельность капитала (ROE) | 162% | 12,41 | 6,91 | 4,8 | 4,75 | 4,73 |
Рентабельность чистой прибыли (Net Profit Margin) | 455% | 9,55 | 4,22 | 2,5 | 3,42 | 1,72 |
Финансовый леверидж (Assets/Equity) | -43% | 2,22 | 2,3 | 2,4 | 2,85 | 3,87 |
Бизнес модель Tesla
В последнем квартале 2020 года Tesla получила общий доход в размере 8,7 миллиарда долларов при валовой прибыли в 2 миллиарда долларов. Этот доход поступает из нескольких основных областей:
- продажи;
- лизинг;
- производство;
- хранение энергии и услуги.
Автомобильная выручка
Продажа автомобилей приносит большую часть доходов Tesla. В третьем квартале продажа принесла 7,3 млрд долларов, а лизинг автомобилей принес 265 млн долларов. В среднем это составляет 85% от общей выручки. Интересно, что сюда также включены продажи нормативных кредитов Tesla, что, безусловно, помогло повысить ее прибыльность во время блокировки, особенно после 7-недельного закрытия завода в начале года из-за ограничений COVID.
Продажа этих кредитов позволяет другим производителям автомобилей избежать штрафов за несоблюдение целей зеленой политики. За последние четыре квартала Tesla получила 1,3 миллиарда долларов от этих продаж. Этот поток доходов вряд ли продлится долго, поскольку автопроизводители находятся в процессе развития более устойчивого бизнеса. Тем не менее, в настоящее время Fiat Chrysler находится в процессе покупки кредитов на сумму 2 миллиарда долларов в течение 2020 и 2021 годов, что дает ему возможность оставаться в соответствии с правилами до 2023 года, используя это время для приведения своего бизнеса в соответствие с правилами.
Доходы от производства и хранения энергии
Энергетический бизнес Tesla имеет два основных направления: продажа аккумуляторов и установка солнечных батарей на крыше. В третьем квартале Tesla увеличила отгрузку аккумуляторов, включая Powerwall и Powerbank, на 81% по сравнению со вторым кварталом, на сумму более 749 мегаватт-часов.
Если посмотреть на солнечные батареи, то эта сторона бизнеса не была так хороша до этого года, когда наблюдался повышенный спрос. Это соответствует тому, что Tesla снизила цены и упростила покупку в Интернете. Как недавно заявил генеральный директор Илон Маск, этот сектор ведет себя во многом как стартап: его валовая прибыль снизилась, а продажи выросли из-за необходимости увеличения доли рынка. Выручка в этом секторе действительно снизилась в первом и втором кварталах, но снова выросла, составив 579 миллионов долларов в третьем квартале, что на 56% больше по сравнению с предыдущим кварталом и на 44% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (г / г).
Сервисы Tesla
В третьем квартале 2020 года Tesla получила выручку от своих услуг на 2 миллиона долларов больше, чем от энергии и хранения, и составила 581 миллион долларов, что на 6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Действительно, доход Tesla от услуг составляет примерно одинаковую сумму каждый квартал; от 550 до 580 миллионов долларов. Этот доход поступает от физических автомобильных услуг, которые владельцы Tesla оказывают на своих автомобилях каждый год. Затраты на обслуживание различных участков на самом деле не слишком высоки: ротация шин может стоить от 35 до 100 долларов, замена щеток стеклоочистителя — от 20 до 50 долларов. Полный сервис может стоить более 475 долларов, включая ранее упомянутые услуги и многое другое. У Tesla одна из самых доступных на данный момент цен на автосервис, что не так уж и плохо для компании, производящей автомобили класса люкс.
Тренды авто индустрии
- Переход автопроизводителей на технологии, не загрязняющие окружающую среду, произойдет быстрее, чем ранее ожидалось. Президент Джо Байден заявил о том, что США к 2030 году снизят выбросы парниковых газов на 50% по сравнению с уровнем 2005 года, о реализации схожих планов заявляют правительства и других развитых стран. Это означает, что тренд на декарбонизацию транспорта будет ускоряться, а автомобили с ДВС – все быстрее вытесняться электрокарами и гибридами.
- Этому также способствует ряд правительственных инициатив для стимулирования индустрии, от налоговых и таможенных льгот до грантов на разработку и производство электромобилей.
- Увеличение конкуренции в секторе. Традиционные автопроизводители адекватно оценивают необходимость развития технологий электротранспорта и увеличивают усилия в этом направлении. Так, General Motors предлагает полностью электрический Chevy Bolt, Ford — Mustang Mach-E, Nissan выпускает уже второе поколение Leaf, а Volkswagen Group предлагает клиентам на выбор Volkswagen ID.3, Audi E-Tron и Porsche Taycan, и вкладывает свыше $80 млрд в разработку новых моделей. Bloomberg ожидает, что с учетом выходящих на рынок стартапов предложение на рынке электромобилей достигнет к 2025 году свыше 500 различных моделей.
- Снижение стоимости батарей позволяет создавать более бюджетные модели, охватывая новые категории покупателей. По данным Bloomberg, за период с 2010 по 2020 годы средневзвешенная цена стандартной литий-ионной батареи снизилась на 88,5% за киловатт-час, с $1191 до $137. По расчетам аналитиков, при цене в $100 за киловатт-час наступит паритет стоимости электрического автомобиля и сопоставимого по характеристикам автомобиля с ДВС. Это приведет к резкому увеличению производства электромобилей и развитию сопутствующей инфраструктуры.
Нехватка микросхем
Глобальная нехватка микросхем, сказавшаяся на производстве многих автопроизводителей, начинает мешать и Tesla. Во время конференц-колла руководители Tesla сообщили инвесторам, что сохраняющиеся проблемы в цепочках поставок не смогут не сказаться на будущих темпах роста компании.
Среди прочего, Tesla испытывает затруднения с запуском новых моделей и не может обеспечить себя необходимыми комплектующими для всех своих моделей. Компания в очередной раз отложила выпуск тягача Tesla Semi. Первые поставки теперь ожидаются в 2022 году — на два года позднее первоначального срока. В качестве причины Tesla привела проблемы в цепочках поставок и ограниченную доступность аккумуляторных ячеек. Помимо этого, компания сейчас уделяет много внимания завершению строительства новых сборочных заводов.
Как сообщил ранее главный исполнительный директор Tesla Илон Маск, проблемы с комплектующими также отразились на планах выпуска первого пикапа, который должен был увидеть свет в этом году. Новые сроки Маск не назвал.
Как долго продлятся проблемы с поставками микросхем — можно только догадываться. Производители микросхем пытаются увеличить объемы выпуска. Согласно недавней статье в Wall Street Journal, для этого они вносят изменения в производственные процессы, дают конкурентам использовать свободные производственные мощности, проверяют заказы клиентов, чтобы убедиться, что они не закупаются впрок, и перепрофилируют производство. Плохая новость заключается в том, что быстрых решений нет, поскольку на строительство новых заводов уходят годы.
Вывод
Несмотря на отличные сегодняшние финансовые показатели, будущее Tesla на рынке электрокаров все еще неопределенно. Tesla столкнется с серьезной конкуренцией на своих основных рынках. Volkswagen имеет солидные позиции на рынке Европы, где Tesla строит завод в Германии. А General Motors ведет свою деятельность в США и имеет доли во многих крупных китайских игроках на рынке электромобилей.В плане технологичности Tesla также не на первом месте. Но здесь компания испытывает конкуренцию не только с классическим автопромом, но и техгигантами — Alphabet (Waymo) и Microsoft (Cruise).Так как будущее Tesla находится под угрозой, рынок уже не видит в компании безусловного лидера и переоценивает перегретую компанию вниз.Когда Tesla стоила $800, рынок закладывал выполнение всех планов Илона Маска, но сейчас, с учетом роста конкуренции, инвесторы видят повышенные риски в будущем компании. Если падение продолжится, Tesla может показать хорошую точку входа. А когда этот момент произойдет — узнаете в нашей аналитике.Статья написана в соавторстве с аналитиком Дмитрием Новичковым
Подведем итоги
- Последние три квартала оказались для компании невероятно успешными и показали инвесторам, что бизнес-модель может приносить прибыль.
- Перспективы рынка электромобилей огромны, а сила Теслы в ее гибкости и умении подстраиваться под ситуацию. Инвесторы понимают это, и оценивает акцию гораздо выше ее ближайших конкурентов.
- Чем больше хайпа, тем больше волатильность. Глава компании приковывает к себе много внимания и сам периодически обрушивает котировки своих акций заявлениями в твиттере. Для спокойных и консервативных инвесторов Тесла — не лучший способ вложить деньги.
В общем, Тесла — компания непростая, и оценивать ее с фундаментальной точки зрения сложно. Ее можно либо любить и свято верить в успех, либо хоронить и пророчить банкротство.
Выбор за вами.