Управление по контролю за иностранными активами — office of foreign assets control

Кто и как регулирует введение санкций ЕС и США

В рамках ЕС, как правило, исполнительным органом, уполномоченным разрабатывать и вводить санкции, является Совет ЕC (The Сouncil of the EU) и Европейская комиссия (European Commission). В США роль такого органа принадлежит в основном президенту и Департаменту по контролю иностранных активов (OFAC).

Порядок и основания введения санкций установлены специальными нормативными актами. В ЕС главное место среди них занимает Договор о функционировании ЕС и Руководящие принципы по реализации и оценке санкций в рамках Общей внешней политики и политики безопасности, на основании которых принимаются отдельные решения и регламенты Совета ЕC.

Также Совет ЕС 7 декабря 2020 принял Регламент № (EU) 2020/1998 по вопросу применения ограничительных мер в случае существенного нарушения прав человека.

В США порядок введения санкций частично регулируется на федеральном уровне (к примеру, Trading With the Enemy Act, International Emergency Economic Powers Act 1977 и Export Administration Act 1979) и частично — путем принятия отдельных актов в отношении конкретной юрисдикции (к примеру, «Глобальный акт Магнитского» (Global Magnitsky Human Rights Accountability Act) — в отношении Российской Федерации.

Но чем фактически руководствуются компетентные органы при введении санкций?

Несмотря на то, что экономические санкции влекут за собой крайне негативные экономические последствия, на практике они часто вводятся без проведения подробного расследования. В Европейском союзе процесс «рождения» санкций выглядит следующим образом:

1. Изначально в СМИ появляется информация о связи конкретных лиц с политическими режимами, их лидерами или государственными органами.

2. Далее компетентный орган (High Representative / Presidency of EU / one of the Member States / Council Secretariat / DG FISMA) при содействии Европейской комиссии собирает и обсуждает информацию. В том числе ту, которая была опубликована в СМИ, вместе с рабочими группами Совета ЕС, созданными в отношении конкретной страны (для Беларуси это Eastern Europe and Central Asia Working Party (COEST)), а также Working Party of Foreign Relations Counsellors (RELEX) и the Committee of Permanent Representatives (COREPER).

При принятии решения может учитываться также иная информация, например, полученная от:

  • Региональных представительств ЕС
  • МИД стран — участников ЕС
  • Институтов, осуществляющих исследования на основании грантов ЕС.

3. По результатам обсуждения предложение о введении экономических санкций подается в Совет ЕС, который и принимает окончательное решение.

При подготовке таких отчетов компетентный орган может зацепиться за отдельные формулировки статей в СМИ. Например, «самый активно развивающийся бизнесмен в отрасли» или «бизнесмен получил исключительную лицензию на определенный проект», что может быть интерпретировано как поддержка со стороны государства.

Кроме этого, могут использоваться рейтинги бизнесменов, к примеру, рейтинг Forbes, а для Беларуси — «Ежедневник»

Более жесткие формулировки, указывающие на «некую связь (финансовую, семейную, дружескую и др.)», «финансовую поддержку», «протекцию» и иные аналогичные сведения, однозначно привлекают внимание и могут повлиять на решение о введении санкций

Нельзя также исключать и заказных публикаций, использующих более очевидные формулировки, направленные против конкретного лица. Они могут включать в себя избирательное и однобокое представление фактов, вырванных из контекста, ссылки на несуществующие документы или иные источники (интервью, фото- и видеоматериалы и др.). К примеру, в подобных публикациях могут использовать фотографию плохого качества, где якобы опознают то или иное лицо на совместном семейном мероприятии какого-нибудь чиновника.

Также стоит учитывать, что журналисты, очевидно, не всегда намеренно публикуют недостоверную информацию. Публикации могут быть основаны в том числе на слухах (фейках), ранее опубликованных в других СМИ (в том числе «желтых» СМИ с сомнительной репутацией). Будучи однажды опубликованной в СМИ, одна статья может быть много раз перепечатана, и в итоге недостоверная информация распространяется уже бесконтрольно. Если статья сохраняется в доступе, ее могут перепечатать еще раз через какой-то промежуток времени или вспомнить при появлении нового инфоповода.

Подытожим. Публикации в СМИ — один из существенных факторов, который может повлиять на принятие решения Советом ЕС о включении лица в санкционный список.

Фото с сайта eurasia. expert

Авторитет и деятельность [ править ]

Штаб-квартира OFAC находится в пристройке казначейства, расположенной на углу Пенсильвания-авеню и Мэдисон-Плейс , Северо-Запад , в Вашингтоне, округ Колумбия.

Помимо Закона о торговле с врагом и различных действующих в настоящее время чрезвычайных ситуаций в стране, OFAC получает свои полномочия из различных федеральных законов США, касающихся эмбарго и экономических санкций.

Применяя экономические санкции, OFAC принимает меры для предотвращения «запрещенных операций», которые OFAC описывают как «торговые или финансовые операции и другие операции, в которых граждане США не могут участвовать, если только они не разрешены OFAC или не освобождены от ответственности по закону». OFAC имеет право предоставлять исключения из запретов на такие операции, либо путем выдачи генеральной лицензии на определенные категории операций, либо путем выдачи специальных лицензий в каждом конкретном случае. OFAC управляет программами экономических санкций в отношении стран, предприятий или групп лиц и обеспечивает их соблюдение, используя блокировку активов и торговые ограничения для достижения целей внешней политики и национальной безопасности. Список затронутых стран см. В эмбарго США .

В соответствии с Законом о международных чрезвычайных экономических полномочиях (IEEPA) президент США уполномочен во время чрезвычайных ситуаций в стране блокировать вывоз иностранных активов, находящихся под юрисдикцией Соединенных Штатов. OFAC выполняет это поручение путем принятия нормативных актов, регулирующих деятельность финансовых учреждений.

В период с 1994 по 2003 год OFAC собрало более 8 миллионов долларов за нарушение кубинского эмбарго против чуть менее 10 000 долларов за нарушения, связанные с финансированием терроризма . У него было в десять раз больше агентов, отслеживающих финансовую деятельность, связанную с Кубой, чем у Усамы бен Ладена .

В рамках своих усилий по поддержке санкций в отношении Ирака в 2005 году OFAC оштрафовало Voices in the Wilderness на 20 000 долларов за дарение иракцам лекарств и других предметов гуманитарного назначения. В аналогичном случае OFAC наложило и попыталось взыскать штраф в размере 10 000 долларов плюс проценты с борца за мир Берта Сакса за то, что он принимал лекарства жителям Басры ; обвинения против Сакса были отклонены судом в декабре 2012 года.

В октябре 2007 года eNom запретил доступ к доменным именам нескольких веб-сайтов испанских туристических агентств : доменные имена были внесены в черный список OFAC. В ответ на запрос Министерство финансов США сослалось на пресс-релиз 2004 года, в котором утверждалось, что компания «помогла американцам избежать ограничений на поездки на Кубу».

В деле « Соединенные Штаты против Банки» 5 июня 2010 г. гражданин США был признан виновным в нарушении торгового эмбарго Ирана из- за того, что не запросил у OFAC лицензию на перевод иранской валюты заранее. 25 августа 2010 года иранские Американская ассоциация адвокатов заявила , что подаст Amicus курьего бриф с Апелляционным судом второго округа на Соединенных Штатах v. BANKI . Он также нанял юристов, чтобы запросить у OFAC дополнительные указания по импорту товаров из Ирана.

Назначение на должность директора не подлежит утверждению Сенатом .

OFAC list search software helps get you compliant today, and helps keep you compliant tomorrow.

The Visual OFAC platform is a set of comprehensive, cloud-based OFAC list search solutions that helps protect organizations from doing business with those on any of the numerous OFAC watch lists—such as the Specially Designated Nationals (SDN) and Blocked Persons List—and from engaging in business with a country (or those located in a country) facing OFAC sanctions or embargoes.

Because OFAC compliance is more than “screen once and you’re done,” The Visual OFAC solution is subscription-based, meaning you can easily comply with your mandatory OFAC watch list screening obligations on an ongoing basis. Accurate and affordable, our solutions have built-in compliance-enhancing functions, such as centralized record-keeping for audit purposes, that are critical to being able to demonstrate OFAC compliance.

Whether a need to screen many records or few, Visual OFAC solutions are modular, so organizations need only choose those that fit their current business needs.

Visual OFAC solutions can be up-and running in as little as a day:

Visual OFAC can help organizations such as yours stay abreast of the OFAC regulatory landscape, as well as with anti-money laundering (AML) measures, helping you to comply with economic, trade, and financial sanctions. It is also an essential solution for companies that are generally concerned with whom they are doing business, or with bolstering their “Know Your Customer” (KYC) compliance—including banks, credit unions, insurance companies, NGOs and charities, eCommerce websites, and more.

Visual OFAC is comprised of a comprehensive set of OFAC list search solutions, offering organizations:

  • A set of user-friendly and cost-effective features that help ensure you get the right fit for your compliance requirements;
  • The latest watch lists and regulatory content, curated by our team of in-house subject matter experts;
  • Easy deployment and seamless integration of cloud-based OFAC search with your existing business processes and systems—including Oracle, SAP, Salesforce, Netsuite, Microsoft Dynamics, in house and legacy systems, and more;
  • Sophisticated, time-saving matching algorithms, with intelligent automation workflows and robust management controls;
  • Daily automated rescreening helping ensure that you are continuously compliant with government watch lists, including OFAC’s Specially Designated Nationals (SDN), General Services Administration (GSA), sanctioned and embargoed countries, and international watch lists, that can change by the day;
  • Built-in audit history so you can prove your compliance and due diligence; and
  • OFAC Compliance that you can take with you, thanks to our OFAC Search and Screening mobile app.

You’ll stay compliant with the latest Department of Treasury and other regulatory changes without needless impact on your front- or back-office operations.

Программы санкций [ править ]

По состоянию на 8 августа 2020 года OFAC применял следующие программы санкций:

Примечание к таблице: номера лиц, компаний, судов и самолетов взяты из . Однако любая отдельная запись в этом списке может стать целью нескольких программ санкций, поэтому суммирование строк таблицы приведет к завышению истинной суммы из-за дублирования.

Тег
Последнее обновление
Программа санкций
Физическим лицам
Компании
Сосуды
Самолет
31 CFR Дата CFR
EO EO

Дата

Иран Финансовый



561
Связанные с Балканами 229



588 13304
Беларусь
208



548
13405
Патриотический акт



Связанные с наркотиками



598
Связанные с Мьянмой 219



537
13448, г.

13464

Центрально-Африканская Республика
39



553
Берег Слоновой Кости
9



543
Кубинский контроль за активами 220

5

515
Связанные со взломом компьютеров



13694
Дарфур
28 год
3


546
Северная Корея
7
44 год
20

510
13551
Связанные с Северной Кореей 10
16


13687
Демократическая Республика Конго
106
27


547
13413, 13671
27 октября 2006 г. 8 июля 2014 г.
Связанные с Ираном 17
6


13622
Связанные с Ираном 9
10
9

13645
Лица, уклоняющиеся от санкций против Ирана 3
2


13608
Лица, уклоняющиеся от санкций в отношении Сирии



13608
Связанные с ОМУ



13608
Связанные с терроризмом



13608
Связанные с терроризмом
552


597
Положение о глобальных санкциях Магнитского
552


597
Гонконг — соответствующие санкции 11




13936
Права человека в Иране
26 год


13606
Сирия права человека 2
6


13606
Связанные с Ираном



Иранский Финансовый
239
857

60
561
Иранские транзакции
19
416
175

560
Связанные с Ираном 54
37


13553
Связанные с Ираном 16
45


13628
Связанные с Ираком 287
84


13315, г.

13350

Связанные с Ираком 102
48


13438
Иранский Финансовый
112
120

38
561
Закон об Иране
3
17


13574
Мьянма Джейд



Ливан
13



549
13441
Бывший либерийский режим Чарльза Тейлора 45
70


593
Связанные с Ливией 134
3


570
Закон Магнитского 54



Связанные с ОМУ 211
892
351
76
544
Связанные с Ираном



13574
Палестинская лицензия



594
Связанные с терроризмом 3015
1 963

101
594
Связанные с наркотиками 436
511


536
Связанные с наркотиками 2102
1125
5

598
Терроризм
63
143


595
Сомали
199
20


551
Связанные с Суданом
223


538
южный Судан




558
13664
Связанные с Сирией 235
180
10
38
542
13399, г.

13460

Транснациональные преступные организации
201
41 год


590
13581
УКРАИНА-EO13660 Связанные с Украиной 193
31 год


13660
УКРАИНА-EO13661 Связанные с Украиной 95
144


13661
УКРАИНА-EO13662 Связанные с Украиной



13662
УКРАИНА-EO13685 Связанные с Украиной
42


13685
Связанные с Венесуэлой 7



13692
Йемен
23



552
Зимбабве
121
119


541 13391, г.

13469

Список SDN[править | править код]

OFAC публикует специальный черный список лиц (SDN, Specially Designated Nationals List), в котором перечислены люди, организации и корабли, с которыми гражданам США и постоянным жителям страны запрещено заниматься бизнесом. Этот перечень отличается от списка, который ведется в соответствии с разделом 314(a) патриотического акта США.

После включения юридического или физического лица в список SDN, оно может обратиться в OFAC с просьбой об исключении. Однако OFAC не обязано исключать физическое или юридическое лицо из списка SDN. В федеральных судах рассматривались два дела, в которых действия OFAC были признаны не в полной мере соответствующими конституции США.

Так, в августе 2009 года федеральный суд в деле KindHearts v. Treasury постановил, что изъятие минфином активов KindHearts без предварительного уведомления и возможности апелляции является нарушением четвертой и пятой поправок.

23 сентября 2011 года Девятый окружной апелляционный суд оставил в силе решение нижестоящего суда о том, что процедуры, использовавшиеся минфином для закрытия исламского фонда Аль-Харамейн (Орегон) в 2004 году, были неконституционными. Суд заявил, что пятая поправка (гарантия надлежащего судебного разбирательства) требует от минфина уведомлять о причинах внесения в список террористов и предоставлять реальную возможность ответа на решение. Кроме того, суд постановил, что замораживание активов является изъятием в соответствии с четвертой поправкой и поэтому требует судебного решения.

По состоянию на 7 октября 2015 года в список SDN были внесены более 15,2 тысяч записей, касающихся представителей 155 стран. Из них 178 записей относились к воздушным судам и 575 записи — к морским судам. Остальные 14467 записей содержали наименования физических и юридических лиц. При этом в список SDN одновременно внесены все известные OFAC наименования (Ф.И.О.) каждого санкционного лица, из-за чего общее количество записей в списке заметно превышает количество физических и юридических лиц, которые внесены в список SDN.

Критикаправить | править код

В СМИ был приведен случай, когда платеж за оплату прогулок с собакой по кличке Даиш был приостановлен до получения разъяснения об отсутствии связи данного платежа с финансированием террористической организации Daesh (ИГИЛ).

Transactions with Unlisted Blocked Entities

OFAC cautions against conducting business with unlisted persons (e.g., businesses and entities not on the SDN List) who may be owned or controlled by blocked persons who do appear on the SDN List. Thus, it is entirely possible that conducting transactions with an unlisted person could lead to unintended violations of economic sanctions.

To this end, OFAC offers “Guidance on Entities Owned by Persons Whose Property and Interests in Property are Blocked.” In this licensing guidance, OFAC notes the following:

“A person whose property and interests in property are blocked pursuant to an Executive order or regulations administered by OFAC (a “blocked person”) is considered to have an interest in all property and interests in property of an entity in which it owns, directly or indirectly, a 50% or greater interest. The property and interests in property of such an entity are blocked regardless of whether the entity itself is listed in the annex to an Executive Order or otherwise placed on OFAC’s list of Specially Designated Nationals (“SDNs”). Accordingly, a U.S. person generally may not engage in any transactions with such an entity, unless authorized by OFAC. In certain OFAC sanctions programs (e.g., Cuba and Sudan), there is a broader category of entities whose property and interests in property are blocked based on, for example, ownership or control.

Before assuming that every entity that might be owned or controlled by a blocked person is also blocked, one should first investigate whether the order requires blocking by operation of law or requires some affirmative determination by the Treasury first.  If it’s the latter, it is important to determine whether transacting with the entity would constitute evasion or a prohibited indirect transaction with a blocked person.  Then, one should investigate whether the entity is less than 50 percent owned by a blocked person.  Therefore, the process to protect oneself from dealing with an unlisted blocked entity is both legally and factually intensive.

Removal from the SDN List

Similar names and other coincidental factors may result in individuals finding themselves improperly classified as Specially Designated Nationals or SDNs.  This error can result in detrimental repercussions to the individual’s financial status and personal reputation, incurring the freezing of assets, blocking of funds, and possibly, the seizure of property and interests in property. Or, alternatively, the basis for the original designation may have changed, thereby negating any current justification for being designated.

For such an individual designated as an SDN relief may be requested pursuant to 31 C.F.R. § 501.807.  This regulation permits a person to seek a reconsideration of his, her, or its designation.  In essence, a reconsideration is a request made to OFAC explaining why the designation is either a mistake or no longer relevant.  OFAC, however, has the final decision as to whether a name can or will be removed and whether or not economic freedoms be reestablished for that individual.

OFAC has removed more than 800 persons from the SDN List since 2012 and more than 1,300 in the past seven years.  As such, the removal is not impossible.  However, the process can take many years because OFAC must be able to credibly verify that an SDN can no longer justifiably remain on the list.

Over the years, OFAC has revealed that the primary goal of economic sanctions is behavioral change.  If an SDN can credibly demonstrate that their behavior has changed, removal from the list may be possible.  For example, on June 19, 2014 OFAC removed 308 names associated with the Cali Cartel from the SDN List.  The removals were justified because the cartel had been completely dismantled and the individuals on the list had credibly demonstrated they no longer participated in narcotics trafficking.

Unauthorized Transactions

OFAC updates its list of SDNs and Blocked Persons on an “as-needed basis.”  As new threats arise, additional individuals or organizations may be added. Similarly, as threats dissipate, names may be removed from the list. OFAC, in consultation with other federal agencies (e.g., the Departments of Commerce, State, Justice, or Homeland Security), is ultimately the agency tasked with designating a person as an SDN and administering the SDN List.  The most current SDN list is made readily available through the OFAC website with various search options and formats.

When doing business with a foreign individual or organization, it is important to access the list of Specially Designated Nationals and Blocked Persons to ensure that the transaction to take place is, in fact, permissible.  A failure to practice due diligence in reviewing current sanctions can lead to a violation of U.S. economic and trade sanctions, leading to serious consequences for all those involved in the transaction.

Виды санкций и как они влияют на бизнес

К юридическим и физическим лицам могут быть применены:

  • «Вторичные санкции» (англ. —  secondary sanctions). Они направлены исключительно на компании и физических лиц, которые хотя и не подпадают сами под объект введения санкций, тем не менее косвенно «связаны с политическим режимом».
  • Так называемые «секторальные санкции» (англ. — sectoral sanctions), которые вводятся в отношении конкретных компаний, действующих в определенных отраслях экономики: энергетики, промышленности, сферы высоких технологий и иных. В результате введения данного вида санкций запрещается или ограничивается сотрудничество физических и юридических лиц ЕС или США с подсанкционными компаниями.

Сфера действия экономических санкций, как правило, конструируется индивидуально в зависимости от поставленных целей (изменить политический курс, прекратить нарушение прав граждан, демократических принципов и др.), а также способов их достижения в отношении каждой конкретной страны.

Наиболее распространенными видами санкций являются следующие:

1. Торговое эмбарго: полный запрет для лиц и компаний из ЕС (США) на совершение любых операций (покупки, продажи, экспорта и импорта) в отношении всех или определенных товаров (часто это вооружение или нефтегазовые продукты), исходящих из подсанкционного государства или поступающих на территорию такого государства
Запрет подсанкционным лицам на перемещение по территории ЕС или США
Запрет на импорт (экспорт) всех или определенных товаров или услуг в отношении подсанкционных лиц

2. Ограничение в отношении подсанкционных лиц на распоряжение активами (замораживание активов), в том числе наличными деньгами, акциями, средствами на счетах, движимым и недвижимым имуществом

3. Ограничение хозяйственных операций (поставка, оказание услуг, инвестирование, кредитование, займы и др.) между компаниями и физическими лицами определенных государств.

С учетом всего разнообразия санкционных инструментов в «арсенале» иностранных государств, введение определенных видов экономических санкций может фактически вызвать невозможность ведения бизнеса. В том числе осуществления хозяйственных операций (поставок или оплаты товара), привлечения дополнительного финансирования (инвестиций), а также распоряжения акциями, иными ценными бумагами и прочими активами.

При этом замораживание активов — это не конфискация, оно не лишает права собственности, но ограничивает права пользования и распоряжения такими активами (в т.ч. нельзя снять деньги со счета, продать акции компании, продать или сдать в аренду недвижимое имущество и так далее).

Фото с сайта livejournal.com

История

Вовлечение Министерства финансов США в экономические санкции против иностранных государств датируется Война 1812 года, когда секретарь Альберт Галлатин применяемые санкции против Великобритания в отместку за впечатление американских моряков.

Подразделение по контролю за иностранными активами, непосредственный предшественник OFAC, было создано в декабре 1950 года. Предшественниками отдела по контролю за иностранными активами являются Управление по контролю за иностранными активами, существовавшее с 1940 по 1947 год, и Управление международных финансов (с 1947 по 1950 год). ). Самый ранний предшественник OFAC, Foreign Funds Control, был основан Распоряжение 8389 в качестве подразделения канцелярии министра финансов 10 апреля 1940 года. Полномочия на установление контроля за иностранными фондами были получены от Закон о торговле с врагом 1917 г.. Среди других операций, Управление иностранных фондов осуществляло контроль за импортом в военное время активов противника и ограничения на торговлю с вражескими государствами. Он также участвовал в администрировании Объявленный список определенных заблокированных граждан, или «Черный список», и взял переписи активов, находящихся в иностранной собственности в США, и активов, принадлежащих американцам за рубежом. Контроль за иностранными фондами был отменен в 1947 году, а его функции были переданы вновь созданной Управление международных финансов (OIF). В 1948 году деятельность OIF, связанная с заблокированными иностранными фондами, была передана Управлению иностранного имущества, агентству в составе Департамент правосудия.

Отдел контроля за иностранными активами был создан в Управлении международных финансов приказом Казначейства в 1950 году после вступления в силу Китайская Народная Республика в Корейская война; Президент Гарри С. Трумэн объявил национальная чрезвычайная ситуация и заблокировал все китайские и северокорейские активы, подпадающие под юрисдикцию США. Помимо блокировки китайского и Северокорейский активами, Отдел управлял определенными правилами и распоряжениями, издаваемыми в соответствии с измененным Законом о торговле с врагами. 15 октября 1962 года приказом Министерства финансов Отдел контроля за иностранными активами стал Управлением контроля за иностранными активами.

Какие выводы следует сделать

Однажды опубликованные в СМИ сведения о связи физического лица или компании с политическим режимом могут повлиять на решение органа, ответственного за составление санкционных списков.

Рекомендации. Чтобы избежать негативных последствий, необходимо проводить постоянный мониторинг открытых источников и СМИ на предмет недостоверных публикаций. Если журналист просит дать комментарий, стоит отвечать недвусмысленно, корректно и оперативно.

В случае публикации потенциально опасной для репутации информации нужно реагировать быстро (желательно в день, когда стало известно о публикации) и использовать доступные законные инструменты.

Кроме этого:

1. В первую очередь, необходимо взаимодействовать непосредственно со СМИ, в том числе:

  • Требовать опровергнуть недостоверную и порочащую репутацию информацию, размещенную в СМИ (включая интернет-ресурсы), путем размещения опровержения и удаления опровергнутой информации
  • Просить опубликовать ответ, в случае если информация ущемляет права или законные интересы лица.

Крайне важно в каждой конкретной ситуации разграничивать недостоверные сведения (в т.ч. порочащие деловую репутацию) от просто оценочных суждений (к примеру, «беспокойный бизнесмен»), которые иногда могут рассматриваться как оскорбления

2. Дополнительно можно использовать следующие инструменты:

  • Реализация права на забвение (англ. — right to be forgotten), в соответствии с которым операторы поисковой системы (например, Google, Яндекс) прекращают выдачу ссылок на неактуальную и недостоверную информацию по заявлению заинтересованного лица. При этом сама статья сохраняется, но доступ к ней возможен только по прямой ссылке на ресурс. Право на забвение предусмотрено в законодательстве ЕС и некоторых других стран, к примеру, Российской Федерации, однако отсутствует в Беларуси.
  • Взаимодействие с органами, уполномоченными отменить решение о введении санкций и исключить лицо из санкционных списков (англ. — de-listing).
  • В случае получения отказа от таких органов, лицо, в отношении которого были введены санкции, имеет право на обжалование решения о введении санкций в соответствующем суде ЕС или США.

Стоит помнить, что перед принятием каких-либо мер необходимо оценить все риски, поскольку необдуманное действие, включая эмоциональное заявление, попытка «договориться» с журналистами или оказать давление через административный ресурс, может повлечь так называемый эффект Стрейзанд, то есть вызовет лишь больший ажиотаж в СМИ и распространение недостоверной информации.