Оглавление
Нюансы Turing
Напомним, что графическая архитектура Turing предполагает целый ряд изменений по сравнению с Pascal. Блоки RT и тензорные ядра, которые чаще всего упоминаются в контексте Turing, фактически являются некоторым дополнением, тогда как структура вычислителей также была основательно переработана. Мы достаточно подробно останавливались на особенностях новой архитектуры после первого знакомства с графикой NVIDIA 12-го поколения. Напомним ключевые особенности.
В состав потоковых мультипроцессоров Turing теперь включены выделенные ядра для обработки целочисленных инструкций. Такие данные все чаще используются в играх, и если ранее ранее операции FP32 и INT32 выполнялись последовательно, то теперь они могут обрабатываться параллельно.
Если говорить о практической пользе, то по заявлению NVIDIA, в игре Shadow of the Tomb Raider на каждые 100 инструкций в среднем приходится порядка 38 целочисленных и 62 FP-инструкций. Ранее блоки FP32 простаивали каждый раз, пока выполнялись целочисленные инструкции, теперь же операции над целочисленными и данными с плавающей запятой могут обрабатываться одновременно. Благодаря этому разработчики обещают 50%-ный прирост производительности в игре.
Еще одной особенностью Turing стала унифицированная архитектура кеш-памяти, позволяющая более гибко использовать ресурсы, уменьшая задержки при обмене необходимыми данными. Повышены пропускные способности и улучшена латентность буфера. При этом общий объем L1 в TU116 увеличен более чем в три раза, по сравнению с емкостью кеш-памяти первого уровня доступной для GTX 1060.
На уровне технологий доступных для решений на базе Turing стоит отметить адаптивный механизм затенения Variable Rate Shading (VRS), позволяющий регулировать качество затенения для различных областей сцены или даже отдельных объектов. Алгоритм Motion Adaptive Shading дает возможность изменять качество затенения в зависимости от динамики изменения сцены в определенной области. Например, в гоночном симуляторе автомобиль и объекты на горизонте будут иметь максимальную детализацию, тогда как для динамично изменяющейся поверхности трассы можно использовать меньшее количество семплов, но это не скажется на восприятии картинки.
C помощью Content Adaptive Shading, ориентируясь на цветовые и пространственные изменения картинки, для последовательных кадров с минимальными различиями можно уменьшить скорость затенения для повышения производительности. При этом качество изображения не должно страдать.
GPU на базе Turing также получили аппаратные блоки для работы над данными формата FP16 c удвоенной скоростью по сравнению с FP32. Операции FP16 также все чаще используются в играх для создания эффектов в которых не нужен высокий уровень точности. Недавний пример – симуляция воды в Far Cry 5.
Подобные архитектурные улучшения увеличивают производительность устройств с GPU на базе Turing. Причем разработчики отмечают, что производительность больше увеличивается в новых играх. В этом мы попробуем убедиться во время практических испытаний GeForce GTX 1660 Ti.
Разгон
Нам конечно очень любопытно было проверить разгонный потенциал новых видеокарт. Для видеокарты MSI GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6G предусмотрена возможность повысить Power Limit до 108%.
Что касается рабочей частоты GPU, то после повышения повышения базовой частоты с 1500 до 1600 МГц, фактические значения под нагрузкой повысились до 2055 МГц. То есть TU116 уверенно преодолевает отметку в 2 ГГц, но серьезного превышения этого значения ожидать не стоит.
В то же время очень порадовала возможность существенно ускорить чипы памяти. Несмотря на штатное для GTX 1660 Ti значение 12 000 МГц микросхемы GDDR6 способны работать на гораздо более высокой эффективной частоте. Экспериментальным путем удалось получить стабильную работу чипов на 15 600 МГц. Это +30% к изначальным значениям. Фактически это уровень разгона GDDR6 на видеокартах серии GeForce RTX. В подобной конфигурации пропускная способность подсистемы памяти увеличилась с 288 ГБ/c до 374 ГБ/c. Удивительный показатель для устройства среднего класса, даже несмотря на 192-битовую шину.
Кулер без каких-либо проблем справляется с увеличенной нагрузкой. Частота GPU дополнительно возросла примерно на 100 МГц, при этом не увеличивалось питающее напряжение процессора. По этой причине мы видим фактически идентичные показатели нагрева и скорости вращения вентиляторов, характерные для штатного режима работы MSI GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6G.
В работе
В покое видеокарта безмолвствует. Вентиляторы системы охлаждения останавливаются, потому как эффективности радиаторного блока достаточно, чтобы в таком режиме удерживать температуру GPU на уровне 41–43C.
Под активной игровой нагрузкой графический процессор нагревался до 66 градусов, тогда как максимальная скорость вращения вентиляторов составляла порядка 1600 об/мин. MSI GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6G работает очень тихо. Алгоритм активной системы охлаждения настроен таким образом, что частота вращения регулируется очень плавно без уловимых скачкообразных изменений.
Отметим серьезное ускорение GPU во время работы. В штатном режиме чип форсировался вплоть до 1965 МГц. Зачастую в играх частота колебалась в пределах 1940–1950 МГц. В данном случае кулер Twin Frozr 7 позволяет поддерживать такой уровень даже при длительных игровых сессиях.
NVIDIA GeForce GTX 1660 Ti
Новая видеокарта основана на графическом процессоре TU116, при разработке которого инженерам NVIDIA необходимо было создать GPU с хорошим балансом производительности, энергопотребления и стоимости изготовления чипа. Конечно, подобные задачи очевидны для любых ситуаций, но здесь случай особый. Напомним, что для устройств линейки GeForce RTX калифорнийцы впервые использовали RT-блоки, позволяющие аппаратно просчитывать трассировку лучей, а также тензорные ядра для матричных вычислений. Дополнительные функциональные модули заметно усложнили структуру графических процессоров, увеличив и количество необходимых транзисторов для их реализации, и площадь кремниевой пластины GPU. Если для топовых дорогостоящих адаптеров такие затраты приемлемы, то для устройств стоимостью ниже $300 понадобился более доступный чип.
Графические процессоры TU116 с архитектурой Turing изготавливаются тайваньской компанией TSMC по нормам 12-нанометрового техпроцесса. Чип содержит 6,6 млрд. транзисторов и имеет площадь кристалла 288 мм². В полновесной конфигурации GPU содержит 1536 вычислителей и 96 текстурных блоков. Базовая рабочая частота задана на уровне 1500 МГц, а среднее значение ускорения GPU Boost составляет 1770 МГц. Даже при сопоставлении количественных показателей с таковыми для GeForce GTX 1060, очевиден перевес GeForce GTX 1660 Ti. В то же время есть определенные упрощения, по сравнению с GeForce RTX 2060. Для последней используется 1920 CUDA-ядер и 120 текстурных модулей, то есть количество функциональных блоков на четверть больше. Хотя сам GPU базово работает на меньшей частоте – 1365/1680 МГц.
GeForce RTX 2060 | GeForce GTX 1660 Ti | GeForce GTX 1060 | GeForce GTX 1070 | Radeon RX 590 | |
Наименование кристалла | TU106 | TU116 | GP106 | GP104 | Polaris 30 |
Графическая архитектура | Turing | Turing | Pascal | Pascal | GCN 4.0 |
Техпроцесс производства | 12 нм | 12 нм | 16 нм | 16 нм | 12 нм |
Площадь кристалла | 445 мм² | 284 мм² | 200 мм² | 314 мм² | 232 мм² |
Количество транзисторов, млрд | 10,8 млрд. | 6,6 млрд. | 4,4 млрд. | 7,2 млрд. | 5,7 млрд. |
Тактовая частота GPU | 1365/1680 МГц | 1500/1770 МГц | 1506/1709 МГц | 1506/1783 МГц | 1545 МГц |
Потоковые процессоры | 1920 | 1536 | 1280 | 1920 | 2304 |
Текстурные блоки | 120 | 96 | 80 | 120 | 144 |
Блоки растеризации | 48 | 48 | 48 | 64 | 32 |
RT-ядра | 30 | — | — | — | — |
Тензорные ядра | 240 | — | — | — | — |
Память (тип, объем) | GDDR6, 6 ГБ | GDDR6, 6 ГБ | GDDR5, 6 ГБ | GDDR5, 8 ГБ | GDDR5, 8 ГБ |
Шина памяти | 192 бит | 192 бит | 192 бит | 256 бит | 256 бит |
Эффективная тактовая частота памяти | 14 000 МГц | 12 000 МГц | 8008 МГц | 8008 МГц | 8000 МГц |
Пропускная способность памяти | 336 ГБ/c | 288 ГБ/c | 192 ГБ/c | 256 ГБ/c | 256 ГБ/c |
Энергопотребление, Вт | 160 Вт | 120 Вт | 120 Вт | 150 Вт | 175 Вт |
В то же время для GeForce RTX 1660 Ti используется фактически такая же конфигурация подсистемы памяти, как и для GeForce RTX 2060 – видеокарты оснащаются 6 ГБ скоростной GDDR6 для доступа к которой задействована 192-битовая шина. Разработчики снизили эффективную рабочую частоту микросхем до 12 000 МГц, вместо 14 000 МГц у RTX 2060/2070/2080, однако даже в этом случае общая пропускная способность оказывается на уровне 288 ГБ/с. Для сравнения, GTX 1060 может рассчитывать на 192 ГБ/с, а предшественница классом повыше – GTX 1070 – имеет порядка 256 ГБ/с.
Для GeForce GTX 1660 Ti заявлен тепловой пакет на уровне 120 Вт. Такой же TDP указан и для GeForce GTX 1060. Учитывать потенциально большую производительность модели на TU116 можно говорить и об улучшенной энергоэффективности в пересчете на 1 fps. Любопытно будет на практике сравнить энергопотребление одноклассников различных поколений.
В случае с GeForce GTX 1660 Ti компания NVIDIA не предлагает собственную версию адаптеров, целиком полагаясь на возможности своих партнеров. Производители видеокарт подготовили множество разнообразных моделей и их количество будет только увеличиваться. Все же речь идет об устройствах очень популярной категории. Продажи GeForce GTX 1660 Ti стартуют сегодня, рекомендованная цена для стартовых модификаций – $279.
MSI GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6G
Компания MSI представила сразу несколько различных модификаций GeForce GTX 1660 Ti. Флагманом новой линейки стала видеокарта MSI GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6G, которая предлагается с ускоренным GPU – 1500/1875 МГц.
Адаптер поставляется в красочной коробке средних размеров. Из комплектации только самое необходимое – инструкция, пара подставок для кружек с фирменными логотипами и диск с драйверами.
Внешне модель этой серии очень напоминает родственную версию RTX 2060, но так как последней у нас не было на тестировании, уделим чуть больше внимания особенностям этого дизайна. Для видеокарты используется двухслотовая система охлаждения Twin Frozr 7. В основе радиаторного блока средних размеров лежит кассета алюминиевых пластин.
В конструкции также применяются три 6-миллиметровые тепловые трубки, ускоряющие отвод тепла от GPU. В области теплосъемника закреплена медная никелированная плита, исключающая появление зон локального перегрева кристалла.
Для обдува радиаторного блока используются два 92-миллиметровых вентилятора осевого типа с несколько изогнутой формой крыльчатки. По классификации производителя они соответствую типу TORX FAN 3.0. Сверху кулер прикрывает декоративный пластиковый кожух с рублеными формами.
Для MSI GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6G используется оригинальная печатная плата. Хотя по габаритам она схожа с PCB, используемой для топовой версии GeForce RTX 2060 серии GAMING Z, но имеет иную компоновку. Группа силовых элементов в данном случае смещена ближе к интерфейсной панели. К сожалению у нас не было возможности разобрать систему охлаждения. По косвенным признакам можно говорить, что видеокарта оснащена 6-фазной подсистемой питания.
Как и GeForce RTX 2060, видеокарты серии GeForce GTX 1660 Ti оснащаются шестью микросхемами памяти стандарта GDDR6. В данном случае используются чипы от Micron. Для охлаждения всех микросхем DRAM, а также силовых сборок видеокарта оснащена дополнительной радиаторной пластиной. Массивный цельный кронштейн крепится к печатной плате и интерфейсной панели, попутно увеличивая общую прочность конструкции адаптера.
Для подключения дополнительного питания видеокарта оснащена одним 8-контактным разъемом. Этого хватит с большим запасом, учитывая заявленный TDP в 120 Вт. Компания NVIDIA рекомендует использовать для систем с GTX 1660 Ti блоки питания мощностью 400 Вт, в то же время на коробке MSI GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6G есть пожелание оснащать ПК блоками от 450 Вт. Возможно тайваньские инженеры решили перестраховаться, учитывая заметный заводской разгон видеокарты.
С обратной стороны адаптер прикрывает алюминиевая пластина, используемая в первую очередь для механической защиты тыльной поверхности PCB. Кроме того такая плита создает внешнюю визуальную целостность устройства. В корпусах с прозрачной боковой стенкой подобные решения смотрятся выигрышнее моделей с открытой спинкой.
MSI GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6G получила четыре цифровых видеовыхода – три полноформатных DisplayPort и один HDMI. Все коннекторы выстроены в одном ярусе. Примерно половину крепежной заглушки занимает решетка для вывода воздуха с довольно крупными ячейками. Хотя здесь используются вентиляторы осевого типа, спозиционированные вдоль PCB радиаторные пластины позволяют часть нагретого воздуха выводить за пределы корпуса ПК.
Редкая видеокарта среднего уровня сейчас обходится без дополнительной подсветки. Конечно же, не миновала эта участь и MSI GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6G. В данном случае декоративные световоды с RGB-светодиодами закреплены в отдельных сегментах рядом с блоками вентиляторов.
Кроме того, подсвечивается сегмент с логотипом на верхней кромке видеокарты, которая потенциально хорошо будет просматриваться в корпусе с окном на боковой стенке.
Для настройки подсветки предлагается приложение MSI Mystic Light. Для видеокарты предусмотрено два десятка различных режимов иллюминации. Конечно, при использовании других компонентов с поддержкой «светового» API от MSI можно синхронизировать иллюминацию или же настраивать ее индивидуально для всех устройств.
В общем, ценители RGB будут довольны, а противников подсветки порадует возможность ее отключить одним кликом мышки.
Цена
Рекомендованная стоимость для базовых версий GeForce GTX 1660 Ti на американском рынке – от $279. Официальная цена устройств, заявленная NVIDIA для Украины – 9900 грн (~$365). К этому показателю следует относиться скорее как к некоему ориентиру, потому как стоимость конкретных моделей будет зависеть от многих факторов. Наверняка на старте продаж ценники окажутся менее гуманными, но через месяц-другой они нормализуются.
Что касается непосредственно MSI GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6G, то стоимость старшей модели линейки на старте ожидается на уровне $400. Также будут предлагаться более доступные модификации, но все же сказать что-то приятное об изначальных розничных ценах нельзя.
В целом очень привлекательное значение в $279 говорит о том, что для Radeon RX 590 с рекомендованными $275 наступают смутные времена. Решение NVIDIA ощутимо производительнее и экономичнее. Впрочем, у видеокарты с чипом AMD также есть преимущество – больший объем локальной памяти, что может быть полезно для режимов с высокими настройками качества графики. Хотя здесь остается актуальным вопрос общего быстродействия видеокарты среднего класса в условиях, при которых адаптеру реально необходимо более 6 ГБ памяти.
В сложившихся обстоятельствах AMD наверняка придется снижать стоимость Radeon RX 590. Впрочем, подобный прием компания зачастую использует очень умело, в конечном итоге предлагая хорошее соотношение цены/производительности. На этот раз задача окажется сложнее обычного, но тем интереснее будет увидеть реакцию AMD.
RT-технология и механизмы AI на базе глубокого обучения сейчас находятся на самом начальном этапе развития. У разработчикам стандартов, GPU и игр здесь еще много работы, причем об успешности всей кампании очень рано говорить даже с появлением нескольких практических примеров реализации. Индустрия очень неповоротлива, а парк оборудования для которого такие новшества недоступны, просто огромен. Вопрос о курице и яйце по-прежнему актуален, но если на технический прогресс и потенциально перспективные разработки вы не готовы тратить свои деньги, то вариант с GeForce GTX 1660 Ti 6 ГБ выглядит очень уместным в своей категории.
5
Оценка ITC.UA
Плюсы:
Производительность уровня GeForce GTX 1070; хорошая энергоэффективность; память GDDR6 с хорошим потенциалом разгона; для модели MSI GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6G – эффективная тихая система охлаждения; заводской разгон GPU; настраиваемая подсветка; охлаждение силовых элементов и чипов памяти; защитная пластина с обратной стороны PCB; после ускорения способна составить конкуренцию GeForce RTX 2060
Минусы:
Стартовая цена в Украине
Вывод:
Отказ от трассировки лучей и тензорных ядер прошел в целом безболезненно для GeForce GTX 1660 Ti. Творчески переработанная модель получила все преимущества новой графической архитектуры Turing, а также скоростную память GDDR6. По итогам тестирования в играх с классическим рендерингом новинка оказывается значительно быстрее GeForce GTX 1060, показывает производительность уровня GeForce GTX 1070. Более того, дополнительный разгон позволяет ей даже дотянуться до показателей базовой версии GeForce RTX 2060. Рассмотренная модель MSI GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6G с эффективной системой охлаждения и хорошим заводским охлаждением оставляет в целом приятные впечатления. Это достаточно компактная эффектная версия с тихим кулером и отличным потенциалом для ускорения GDDR6, дополнительно украшенная защитной плитой и управляемой RGB-подсветкой.
Технические характеристики
Тип | Видеокарта |
Производитель GPU | NVIDIA |
GPU | GeForce GTX 1660 Ti |
Объем памяти, ГБ | 6 |
Тип памяти | GDDR6 |
Интерфейс | PCI Express 3.0 x16 |
Система охлаждения | активная |
Дизайн системы охлаждения | фирменная Twin Frozr 7 |
Бэкплейт | + |
Остановка вентиляторов в простое | + |
Частоты работы GPU, МГц | 1875 |
Частоты работы памяти, МГц | 12000 |
Шина памяти, бит | 192 |
Выходные разъемы | 3xDisplayPort v1.4, 1xHDMI 2.0b |
Размеры, мм | 247x127x46 |
Низкопрофильная | — |
Дополнительное питание | 1x8pin |
Потребляемая мощность, Вт | 130 |
Рекомендуемая мощность блока питания, Вт | 450 |
Поддержка DirectX | DirectX 12 |
Максимальное поддерживаемое разрешение | 7680×4320 |
Разное | RGB Mystic Light, охлаждение TwinFrozr 7, остановка вентиляторов без нагрузки; Dragon Center |