Оглавление
- Международное сотрудничество
- CFATF – Карибский FATF
- FATF Observer organisations
- Структура и виды активности
- Другие похожие списки
- FATF Secretariat
- Документы ФАТФ
- Последние изменения списка оффшорных high-risk юрисдикций FATF
- FATF Associate Members
- Варианты толкования понятия «осуществление автообмена»
- Чем чревато попадание страны в черный список FATF
- Изменения правил представления отчетов о движении средств по счетам
- Организация FATF: что это простыми словами
- Списки оффшорных зон ОЭСР
Международное сотрудничество
Любая физическая перевозка наличных денежных средств через международные границы подразумевает участие, по крайней мере, двух стран
Поэтому FATF особо подчеркивает важность эффективного международного сотрудничества в борьбе с этим явлением. Страны должны приложить все усилия, чтобы обеспечить эффективный обмен информацией и разведданными, а также способствовать сбору доказательств международными партнерами
По мнению FATF, следует также обеспечить скоординированную работу различных учреждений в каждой из стран, в ходе контроля за границами. Первостепенное значение имеет обеспечение того, чтобы работе этих учреждений не мешали вопросы плохой связи и координации ресурсов.
CFATF – Карибский FATF
CFATF-GAFIC была учреждена в 1992 году и действует как FSRB в Карибском регионе. Членами группы являются 27 юрисдикций, среди которых самые известные оффшорные направления: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Кюрасао, Доминика, Доминиканская Республика, Сальвадор, Гренада, Гватемала, Гайана, Гаити, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Синт-Маартен, Суринам, Багамские острова, Тринидад и Тобаго, Теркс и Кайкос, Венесуэла.
Большинство группы являются классическими налоговыми гаванями, поэтому с одной стороны работы CFATF считается очень важной, но с другой стороны группу не раз обвиняли в неспособности быть предвзятой и не достаточно критичной
FATF Observer organisations
The following international organisations have observer status with the FATF. The international organisations listed are those which have, among other functions, a specific anti-money laundering mission or function. To access additional information on any of these bodies or organisations, select the appropriate hyperlink.
- African Development Bank
- Anti-Money Laundering Liaison Committee of the Franc Zone (CLAB)
- Asian Development Bank
-
Basel Committee on Banking Supervision (BCBS)
-
Camden Asset Recovery Inter-agency Network (CARIN)
- Egmont Group of Financial Intelligence Units
-
European Bank for Reconstruction and Development (EBRD)See Additional information
-
European Central Bank (ECB)See Additional information
-
Group of International Finance Centre Supervisors (GIFCS)
-
Inter-American Development Bank (IDB)
-
International Association of Insurance Supervisors (IAIS)
-
International Monetary Fund (IMF)See Additional information
-
International Organisation of Securities Commissions (IOSCO)
-
InterpolInterpol/Money LaunderingSee Additional information
-
Organization of American States / Inter-American Committee Against Terrorism (OAS/CICTE)
-
Organization of American States / Inter-American Drug Abuse Control Commission (OAS/CICAD)See Additional information
- Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD)See Additional information
- Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE)
- United Nations —
- United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC)See Additional information
- United Nations Counter-Terrorism Committee Executive Directorate (UNCTED)See Additional information
- The Analytical Support and Sanctions Monitoring Team pursuant to resolutions 1526(2004) and 2253(2015) concerning ISIL (Da’esh), Al-Qaida and the Taliban and associated individuals and entitiesSee Additional information
- The Expert Group to the Security Council Committee established pursuant to resolution 1540 (2004)See Additional information
- Panel of Experts to the Security Council Committee established pursuant to resolution 1718 (2006) See Additional information
- Security Council Subsidiary Organs Branch See Additional information
- World Bank
-
World Customs Organization (WCO)
See also:
- FATF Membership Policy
- FATF Policy on Observers
Структура и виды активности
Группа ФАТФ постоянно проводит пленарные заседания не реже трех раз в год, на которых принимаются те или иные решения. Также инструментом данного института являются его рабочие группы:
- по типологиям;
- по оцениванию и внедрению;
- по борьбе с финансированием террористических организаций;
- по изучению международной кооперации.
ФАТФ – это еще и организация, которая ведет активное взаимодействие со Всемирным банком, Международным валютным фондом и Управлением ООН по борьбе с преступностью и оборотом наркотиков. Все эти структуры разрабатывают и реализовывают программы по противодействию отмывания незаконных денежных средств и вложению финансов в преступную деятельность.
Одним из важнейших инструментов деятельности ФАТФ являются несколько подразделений финансовой разведки (или сокращенно ПФР), которые отвечают за сбор и изучение информации финансового характера в рамках одной страны с целью поиска и выявления незаконных денежных «миграций».
Другие похожие списки
«Серый список» ОЭСР
внедрение согласованного на международном уровне налогового стандарта с 2011 г.
в значительной степени реализовал стандарт
привержены стандарту, но еще не реализовали его по существу
не придерживались стандарта (нет)
юрисдикция не контролируется
Несмотря на то, что основное внимание уделяется налоговым преступлениям, ОЭСР также занимается отмыванием денег и дополнила работу, проводимую ФАТФ.
ОЭСР вела «черный список» стран, которые она считает «налоговыми убежищами, которые отказываются сотрудничать», в стремлении к прозрачности налоговых дел и эффективному обмену информацией, официально названный «Списком налоговых гаваней, отказывающихся сотрудничать». С мая 2009 года ни одна страна не была официально указана в качестве налоговых гаваней, отказывающихся сотрудничать, в свете их обязательств по соблюдению стандартов ОЭСР.
22 октября 2008 года на встрече ОЭСР в Париже 17 стран во главе с Францией и Германией решили составить новый черный список налоговых убежищ. Его попросили исследовать около 40 новых налоговых убежищ, где скрывались незадекларированные доходы и в которых размещались многие нерегулируемые хедж-фонды, подвергшиеся критике во время финансового кризиса 2007–2008 годов . Германия, Франция и другие страны призвали ОЭСР добавить Швейцарию в черный список стран, поощряющих налоговое мошенничество. 2 апреля 2009 года ОЭСР опубликовала список стран, разделенных на три части в зависимости от того, применяют ли они «согласованный на международном уровне налоговый стандарт» в отдельных юрисдикциях — налоговых убежищах или других финансовых центрах, представляющих интерес.
- в значительной степени внедрили стандарт: Андорра , Ангилья , Антигуа и Барбуда , Аргентина , Аруба , Австралия , Австрия , Багамы , Бахрейн , Барбадос , Бельгия , Белиз , Бермудские острова , Бразилия , Британские Виргинские острова , Бруней , Канада , Каймановы острова , Чили , Китай , Острова Кука , Коста-Рика , Кипр , Чешская Республика , Дания , Доминика , Эстония , Финляндия , Франция , Германия , Гибралтар , Греция , Гренада , Гернси , Гонконг , Венгрия , Исландия , Индия , Индонезия , Ирландия , остров Мэн , Израиль , Италия , Япония , Джерси , Южная Корея , Либерия , Лихтенштейн , Люксембург , Макао , Малайзия , Мальта , Маршалловы острова , Маврикий , Мексика , Монако , Монтсеррат , Нидерланды , Нидерландские Антильские острова , Новая Зеландия , Норвегия , Панама , Филиппины , Польша , Португалия , Катар , Россия , Сент-Китс и Невис , Сент-Люсия , Сент-Винсент и Гренадины , Самоа , Сан-Марино , Сейшельские острова , Сингапур , Словакия , Словения , Южная Африка , Испания , Швеция , Швейцария , Турция , Терки и Калифорния острова icos , Объединенные Арабские Эмираты , Великобритания , США , Виргинские острова США , Вануату . Это не полный список, так как многие страны, включая Ливан, Нигерию и многие другие, не включены в этот список.
- привержены стандарту, но еще не внедрили его в значительной степени: Науру , Ниуэ , Гватемала , Уругвай
- не соблюдают стандарт: нет по состоянию на октябрь 2009 г.
Другие страны регулярно обвиняют в финансировании терроризма
Бахрейн , Катар , Саудовскую Аравию и ОАЭ также регулярно обвиняют в том, что они очень мало делают для предотвращения потока средств для финансирования терроризма в другие страны. Бахрейн принимает филиал « Братьев-мусульман» Минбар в качестве законного политического игрока. Катар напрямую взаимодействует с боевиками, финансируя признанную в Соединенных Штатах террористическую организацию» ХАМАС и позволяя нескольким «определенным террористическим» подразделениям Талибана сохранять свои офисы в Катаре. Саудовская Аравия также сотрудничает с филиалом «Братьев-мусульман» аль-Ислах в Йемене. Саудовская Аравия и ОАЭ называются «лицемерами», поскольку они тоже сталкиваются с обвинениями в том, что не делают достаточно, чтобы остановить финансирование терроризма, и обе страны имеют связи с террористическими организациями от Афганистана до Йемена.
FATF Secretariat
The FATF Secretariat is a highly motivated, multicultural and dedicated team of professional support staff and experts from all over the world. It brings together individuals from 15 countries, with 10 languages, and many years’ experience and expertise from law enforcement and intelligence agencies, financial intelligence units, policy advisors and the legal profession.
The Secretariat supports the substantive work of the FATF membership and global network.
PASSION — we are passionate about fighting money laundering and terrorist financing |
INTEGRITY — always acting with integrity, honesty, objectivity and transparency is at the core of who we are and what we do |
RESPECT — we respect and trust each other’s values, differences and contributions |
COLLABORATION — together we are stronger and we make a difference |
The Secretariat is located at the OECD Headquarters in Paris. Career opportunities at the FATF Secretariat are advertised and filled in accordance with the OECD procedures. For more information, see www.oecd.org/careers/.
Funding for the FATF Secretariat and other services is provided by the FATF annual budget to which members contribute.
![]() |
Документы ФАТФ
Основополагающим документом, устанавливающим комплексную и последовательную структуру мер, которые странам следует применять для противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма, а также финансированию распространения оружия массового уничтожения, является 40 Рекомендаций ФАТФ.
Страны имеют различные правовые, административные и оперативные структуры и различные финансовые системы, в связи с чем не могут принимать идентичные меры по противодействию этим угрозам. Поэтому странам следует адаптировать к своим конкретным условиям Рекомендации ФАТФ, которые устанавливают международные стандарты. Рекомендации устанавливают необходимые меры, которые странам следует иметь для того, чтобы:
- определять риски, разрабатывать политику и осуществлять координацию внутри страны;
- преследовать отмывание денег, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения;
- применять превентивные меры для финансового сектора и других установленных секторов;
- устанавливать полномочия и ответственность компетентных органов (например, следственных, правоохранительных и надзорных) и иные институциональные меры;
- укреплять прозрачность и доступность информацией о бенефициарной собственности юридических лиц и образований;
- обеспечивать международное сотрудничество.
Помимо 40 Рекомендаций, ФАТФ также выпускает Руководящие принципы, Документы по лучшей практике и другие документы в помощь странам в применении стандартов ФАТФ.
Переводы руководящих документов ФАТФ:
40 Рекомендаций ФАТФ (2012 г.)
Методология оценки технического соответствия рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ (2013 г.)
Внесение изменений в стандарты ФАТФ и заявление ФАТФ по виртуальным активам (2018 г.)
Переводы типологических отчетов и других документов ФАТФ:
Руководство ФАТФ Корреспондентские банковские отношения (2016 г.)
Руководство ФАТФ Криминализация финансирования терроризма, (рекомендация 5) (2016г.)
Руководство ФАТФ Услуги по переводу денежных средств и ценностей (2016 г.)
Данные и статистика в сфере ПОД/ФТ (2015 г.)
Руководство ФАТФ Виртуальные валюты (2015 г.)
Руководство ФАТФ Эффективная надзорная правоприменительная деятельность органов, осуществляющих надзор за финансовым сектором в целях ПОД/ФТ, и правоохранительных органов (2015 г.)
Риск незаконного использования некоммерческих организаций в террористических целях (2014 г.)
Руководство ФАТФ Для банковского сектора (2014 г.)
Роль систем типа «Хавала» и других провайдеров аналогичных услуг в отмывании денег и финансировании терроризма (2013 г.)
Международный передовой опыт — Противодействие использованию некоммерческих организаций в целях финансирования терроризма (Рекомендация 8) (2013 г.)
Международный передовой опыт — Реализация резолюций СБ ООН по ФРОМУ (2013 г.)
Отчет ФАТФ: Конкретные факторы риска, связанные с легализацией (отмыванием) доходов от коррупции (2012 г.)
Отчет ФАТФ: Уязвимости специалистов по правовым вопросам с точки зрения отмывания денег и финансирования терроризма (2013 г.)
Отчет ФАТФ «Виртуальные валюты — ключевые определения и риски в сфере ПОД/ФТ» (2013 г.)
Отчет ФАТФ: Отмывание денег и незаконная торговля объектами дикой природы (2020 г.)
Отчет ФАТФ: Финансирование терроризма на этнической или расовой почве (2021 г.)
Руководство по применению риск-ориентированного подхода для предоплаченных карт, мобильных платежей и онлайн платежей (2013 г.)
Международный передовой опыт — Целевые финансовые санкции, связанные с терроризмом и финансированием терроризма (Рекомендация 6) (2013 г.)
Руководство ФАТФ Публичные должностные лица (Рекомендации 12 и 22) (2013 г.)
Оценка рисков ОД/ФТ на национальном уровне (2013 г.)
Руководство ФАТФ по проведению финансовых расследований (2012 г.)
Руководство по применению риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности (2021 г.)
Риски отмывания денег и финансирования терроризма, связанные с COVID-19, и ответные меры в области политики (2020 г.)
Лучшие практики по вопросам бенефициарной собственности юридических лиц (2019 г.)
Руководство по оценке рисков финансирования терроризма (2019 г.)
Сокрытие бенефициарной собственности (2018 г.)
Профессиональное отмывание денег ( 2018 г.)
Финансовые потоки, связанные с торговлей людьми ( 2018 г.)
Финансирование вербовки в террористических целях ( 2018 г.)
Отмывание денег путем перевозки наличных денежных средств (2015 г.)
Риски и уязвимости отмывания денег/финансирования терроризма, связанные с золотом (2015 г.)
Последние изменения списка оффшорных high-risk юрисдикций FATF
На дату 30 июня 2020 года, организация ФАТФ внесла ряд изменений в печень высокрискованных стран, находящихся под усиленным контролем. Напомним, что ранее, 28 апреля 2020 года, ФАТФ приняла решение сделать паузу по проверкам законодательств оффшорных стран из черного списка ввиду КОВИД-19. Всвязи с этим, данные государств получили дополнительные 4 месяца на наведение порядка в своих режимах.
Черный список оффшоров FATF
В 2020 году в черный список ФАТФ вошло только 2 юрисдикции – Иран и КНДР, с которыми организация по борьбе с отмыванием денег призывает государства применять контрмеры для защиты финансовых активов от незаконных операций и терроризма.
Серый список high-risk ФАТФ
Новый график мониторинга и отсрочка были признаны всеми оффшорами за исключением Монголии и Исландии, которые обратились с просьбой не менять ранее установленный график. Результат проведенного обзора данных юрисдикций представлен на официальном сайте FATF:
- Исландия
Обязательства по урегулированию и повышению эффективности режима ПОД/ФТ Исландия взяла на себя после проведенной проверки ФАТФ в 2019 году. Уже в июне 2020 года, контролирующие органы провели пленарное заседание, на котором было отмечено, что Исландия практически завершила план действий и провела ряд реформ в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Что было сделано:
- открыт доступ к информации о бенефициарных владельцах;
- обеспечен автоматический обмен информацией по финансовым операциям;
- повышен надзор и мониторинг по выявлению рисков и прочее.
ФАТФ продолжает следить за достижениями Исландии и в ближайшем будущем планирует посетить юрисдикцию для изучения ситуации на месте.
- Монголия
Начиная с октября 2019 года, юрисдикция попала в поле зрения FATF, как high-risk государство, что послужило предлогом для взятия на себя политических обязательств по повышению эффективности своего законодательства в соответствии с установленными нормами. После проведенного анализа ситуации в Монголии сотрудниками ФАТФ в июне 2020 года, отмечены значительные улучшения, требующие в дальнейшем комплексного анализа на месте. В настоящее время Монголия остается в сером списке оффшоров FATF, но уже достигла следующих результатов:
- проведены реформы по улучшению секторальных рисков и их понимания надзорными органами, в том числе путем применения соразмерных санкций и за нарушение обязательств по ПОД/ФТ;
- за прошедший год было проведено несколько расследований и судебных разбирательств по вопросам нелегального вывода денег и сокрытия налогов;
- по незадекларированным валютным сделкам были применены санкции, конфискации и иные соразмерные меры;
- достигнута координация между органами власти в целях предотвращения уклонения от исполнения обязательств, включая наложение санкций;
- финансовые и нефинансовые организации (FIs и DNFBPs) соблюдают обязательства по TFS.
Пока Монголия находится под контролем ФАТФ, но после следующей проверки, мониторинг возможно будет отменен.
Важно! Чтобы открыть бизнес в стране с низкой налоговой ставкой или льготами для иностранных предпринимателей в рамках закона всех государств и контролирующих органов, достаточно обратиться за консультацией к специалистам Internationalwealth: info@offshore-pro.info.
Остальные юрисдикции, признанные ФАТФ высокорискованными в феврале 2020 года, завершают данный список:
- Албания
- Багамские острова
- Barbados
- Ботсвана
- Камбоджа
- Гана
- Ямайка
- Маврикий
- Мьянма
- Никарагуа
- Пакистан
- Панама
- Сирия
- Уганда
- Йемен
- Зимбабве
Информация по каждой стране представлена на сайте FATF Здесь.
Справка: каждое государство формирует свой черный список оффшоров, который есть в России (ФНС, Минфин), на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Армении и других государствах.
Какие страны исключены из серого списка оффшорных зон ФАТФ в 2020 году
Юрисдикция, которая более не попадает под усиленный мониторинг ФАТФ была исключена из неблагонадежных: Тринидад и Тобаго. За счет значительного прогресса, данная республика приложила максимум сил, чтобы привести свой режим ПОД/ФТ в соответствии с требованиями регуляторов. Напомним, что Тринидад и Тобаго попала под наблюдение FATF в 2017 году.
FATF Associate Members
- Asia/Pacific Group on Money Laundering (APG) (See also: APG website)
- Caribbean Financial Action Task Force (CFATF) (See also: CFATF website)
- Council of Europe Committee of Experts on the Evaluation of Anti-Money Laundering Measures and the Financing of Terrorism (MONEYVAL) (See also: Moneyval website)
- Eurasian Group (EAG) (See also: EAG website)
- Eastern and Southern Africa Anti-Money Laundering Group (ESAAMLG) (See also: ESAAMLG website)
- Financial Action Task Force of Latin America (GAFILAT) (formerly known as Financial Action Task Force on Money Laundering in South America (GAFISUD)) (See also: GAFILAT website)
- Inter Governmental Action Group against Money Laundering in West Africa (GIABA) (See also: GIABA website)
- Middle East and North Africa Financial Action Task Force (MENAFATF) (See also: MENAFATF website)
- Task Force on Money Laundering in Central Africa (GABAC) (See also: GABAC website)
Варианты толкования понятия «осуществление автообмена»
При применении любого из указанных выше подходов могут возникать следующие вопросы практического характера:
- Активированные двусторонние отношения по автообмену: чаще всего используется система поиска на официальном портале ОЭСР, но размещаемые на нем данные не всегда оперативно актуализируются. При наличии сомнений в достоверности информации необходимо обратиться к официальным перечням для автообмена и выявить наличие двух юрисдикций в соответствующим перечнях каждой из них.
Для окончательного установления наличия у иностранного государства активированных отношений по автообмену с РФ необходимо найти аналогичный перечень иностранного государства и удостовериться в том, что РФ в нем фигурирует. Как правило, такие перечни официально публикуются компетентными (чаще всего налоговыми) органами иностранных государств, но в сравнительно редких случаях имеют англоязычную версию, если официальным языком иностранного государства не является английский язык.
- Фактический обмен отчетами с иностранным государством: точное количество фактически обменивающихся информацией с РФ иностранных государств и территорий по состоянию на конец 2019 года неизвестно. Имеются данные ФНС России о получении отчетов за 2017 год от 60 иностранных юрисдикций, актуальные на август 2019 г. Тем не менее, с 1 января 2020 г. в ФЗ-173 появится норма, обязывающая ФНС России публиковать и актуализировать перечень осуществляющих автообмен с РФ иностранных юрисдикций на своем официальном сайте (часть 10 статьи 12 будущей редакции ФЗ-173).
Напомним, что мера ответственности за совершение незаконных валютных операций (т.е. всех не поименованных в ФЗ-173 в качестве разрешенных) не изменялась и по-прежнему заключается в наложении административного штрафа в размере от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции на физическое лицо в соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Чем чревато попадание страны в черный список FATF
Государство, которое организация внесла в черный список FATF, лишается любой открытой международной поддержки и образно говоря, стает «изгоем» общества. Ее сразу же все страны включают в специальные списки, которые предусматривают массу проверок либо же отказ от обслуживания компаний и физических лиц оттуда.
Таким образом, резиденты из этих стран не могут полноценно вести международную торговлю, испытывают значительные трудности в открытии счетов в иностранных банках и платежных системах (большинство отказывается сотрудничать с подобными клиентами), а платежи в эти страны автоматически попадают под подозрение и с большой вероятностью блокируются.
Изменения правил представления отчетов о движении средств по счетам
Рассматриваемые изменения затрагивают также и правила представления физическими лицами-резидентами РФ отчетов о движении средств по счетам в банках за пределами территории РФ в налоговые органы по месту своего учета. В соответствии с одним из таких правил, физические лица будут освобождены от обязанности составлять и представлять упомянутые отчеты при одновременном соблюдении следующих условий:
- счет открыт в банке (иной финансовой организации) государства-участника ЕАЭС или государства, осуществляющего автообмен с РФ;
- общая сумма денежных средств, зачисленных на счет, либо списанных со счета за отчетный год, не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей;
- остаток денежных средств на счете по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей, если в течение отчетного года зачисление денежных средств на него не осуществлялось.
Указанное правило будет иметь эффект обратной силы, т.е. будет применяться к отчетным периодам по зарубежным счетам начиная с 1 января 2018 г.
Организация FATF: что это простыми словами
- Еврокомиссия;
- Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.
Рекомендации FATF прошли свои стадии развития:
В 1990 году были разработаны первые 40 рекомендаций. Изначально они были направлены на борьбу с незаконным обогащением в результате продажи наркотиков.
В 1996 году состоялся первый пересмотр принятых норм. Поскольку обрели популярность новые способы незаконного обогащения, члены FATF захотели расширить область охвата своих рекомендаций
В 1996-м они впервые вышли за рамки наркоторговли.
В октябре 2001 года организация ФАТФ расширила свой мандат и обратила внимание на проблему финансирования терроризма. Как вы понимаете, этому поспособствовала трагедия 11 сентября
Было принято 8 дополнительных рекомендаций, направленных на борьбу с терроризмом. Чуть позже в этот перечень добавилась 9-я регулирующая норма.
В 2003 году состоялся второй крупный пересмотр рекомендаций. Новые нормы (вместе с дополнительными) были признаны в 180 государствах. Именно тогда они стали представлять собой общий свод стандартов, противодействующих отмыванию денег и финансированию террористов.
Третий раунд пересмотра существующих норм состоялся в 2012 году. В создании новых рекомендаций принимали участие такие крупные организации, как МВФ, Всемирный Банк и ООН. Рекомендации были скорректированы в виду появления новых угроз для финансовой безопасности. Тогда криптовалюты ещё не затрагивались. По состоянию на 2012 год эта сфера лишь набирала популярность и мало кем воспринималась всерьёз.
Ещё один крупный пересмотр состоялся в 2018 году, но он по-прежнему касался лишь традиционного финансового сектора.
А вот 21 июня 2019 года состоялось заседание, на котором и была поднята тема криптовалют. В решении FATF сказано, что цифровые валюты набирают всё большую популярность, поэтому компании, связанные с этой областью, должны так же, как и традиционные финансовые учреждения, принять меры для борьбы с отмыванием денег и спонсированием терроризма.
Списки оффшорных зон ОЭСР
В состав Организации экономического сотрудничества и развития входят 34 страны. Российская Федерация не участвует в этой международной организации. На русском языке ее аббревиатура — ОЭСР, а на английском — OECD.
В 2009 году на встрече “Большой двадцатки” G20 организацией ОЭСР было начато ведение Текущего доклада о юрисдикциях, за которыми наблюдает Глобальный форум организации по введению международных фискальных органов.
Речь идёт о налоговых стандартах, которые были разработаны ОЭСР, согласованы с третьими юрисдикциями и утверждены министрами финансов “Большой двадцатки” еще в 2004 году. Стандарты устанавливают и регламентируют обмен финансовой и налоговой информацией по запросу между фискальными органами стран-подписантов.
ОЭСР занимается налоговыми преступлениями, отмыванием денег и дополнительными работами, проводимыми ФАТФ.
ОЭСР периодически публикует свой список стран, которые, по ее мнению, являются «налоговыми убежищами, отказывающимися от сотрудничества». По сути, список стран, которые недостаточно делают, с точки зрения налоговой прозрачности.
В 2016 году ОЭСР раскрыла критерии, которые она использует для определения того, сотрудничает страна или нет. ОЭСР рассматривает 3 фактора и требует, чтобы страны соответствовали как минимум 2 факторам, чтобы их не классифицировали как отказавшихся от сотрудничества.
Первый фактор — это то, соответствует ли страна требованиям стандарта прозрачности в отношении обмена информацией по запросу.
Второй фактор — намерена ли страна принять автоматический обмен информацией (также известный как Единый стандарт отчетности или CRS) и начать его.
Список ОЭСР делится на три категории.
Белый список ОЭСР — оффшорные зоны и юрисдикции, в достаточной степени внедрившие международные налоговые стандарты:
Андорра, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Аруба, Австралия, Австрия, Багамы, Бахрейн, Барбадос, Бельгия, Белиз, Бермудские острова, Бразилия, Британские Виргинские острова, Бруней, Канада, Каймановы острова, Чили, Китай, Острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Чехия, Дания, Доминика, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Гибралтар, Греция, Гренада, Гернси, Гонконг, Венгрия, Исландия, Индия, Индонезия , Ирландия, остров Мэн, Израиль, Италия, Япония, Джерси, Южная Корея, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург, Макао, Малайзия, Мальта, Маршалловы острова, Маврикий, Мексика, Монако, Монтсеррат, Нидерланды, Нидерландские Антильские острова, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Филиппины, Польша, Португалия, Катар, Россия, Св. Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сан-Марино, Сейшельские острова, Сингапур, Словакия, Словения, ЮАР, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, острова Теркс и Кайкос, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания, США, Виргинские острова США, Вануату и другие страны.
Серый список ОЭСР — оффшорные зоны и юрисдикции, показавшие приверженность международным налоговым стандартам, но не внедрившие их в значительной степени:
Науру, Ниуэ.
Чёрный список ОЭСР — юрисдикции, которые отказались принять обязательство по внедрению международных налоговых стандартов:
С 2012 года в список не входит ни одно государство мира.