10 столпов австрийской экономической школы

Доктрина

Особенности австрийской школы:

  • отказ от использования математических методов исследований;
  • субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;
  • акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;
  • акцент на структуру капитала и временну́ю изменчивость последней при изучении макроэкономических проблем.

Экономисты австрийской школы придерживаются методологического индивидуализма, который они описывают как анализ человеческой деятельности с точки зрения отдельных людей. Экономисты австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической теории — логически выводить её из базовых принципов человеческой деятельности, называя подобный метод праксеологическим. Кроме того, хотя натурные эксперименты часто используются последователями экономического мейнстрима, «австрийцы» указывают, что экспериментальная проверка экономических моделей почти невозможна, поскольку нормальная экономическая деятельность людей — предмет экономического исследования — не может быть воспроизведена в искусственных условиях.

1984

§4. Здесь автор указывает, что и калькуляционный аргумент Мизеса, и аргумент о рассеянном знании Хайека пренебрегают эмпирикой. Раз не было построено всемирной плановой экономики, то нельзя проверить, что она не в состоянии вести экономический расчёт. Раз советская экономика содержала какие-никакие зачатки рынка, а не была полностью плановой, то, опять же, нельзя проверить, что плановая экономика неспособна это самое рассеянное знание учитывать. Короче говоря, непроверяемость аргументов о невозможности построоения плановой экономики подтверждается тем, что чистой плановой экономики никто никогда не смог построить. Я бы сказала, что абсурдность (ладно, скажем мягче — парадоксальность) такой аргументации достаточно очевидна.

С другой стороны, указывается, что и Хайек в Дороге к рабству, и Оруэлл в 1984 явно переборщили с пессимистичностью прогнозов, потому что неэффективность тоталитарного общества быстро начинает требовать минимальной рыночной смазки, и лишь при её наличии эта плановая махина кое-как способна двигаться вперёд. Опять-таки, критика выглядит странной. Хайек говорит: если вы будете последовательны в своём безумии, получится вот так-то. Далее Нетесов утверждает: смотрите, советское общество было недостаточно последовательно в своём безумии, значит, Хайек ошибся. Ну, такое…

§5. Тут говорится, что Хайек утверждал: при системе централизованного планирования все планы спускаются сверху одним вождём. А это не так: для построения планов были построены огромные громоздкие структуры, работающие из рук вон плохо, и планы эти толком не выполнялись. Понятно, что эмпирические данные и должны несколько отличаться от теоретических: Советский Союз не был идеальной системой централизованного планирования, потому что такая идеальная система попросту недостижима, как недостижим абсолютный ноль.

Но, по сути, автор прав: Дорога к рабству не является детальным описанием ни конкретного СССР, ни даже социализма как системы. Это просто политический памфлет, предостережение для британского общества, чтобы не слишком заигрывало с лейбористами. Для изучения социализма книжка Хайека — слишком поверхностный уровень, если это кому интересно, есть масса маститых советологов, с ними-то автор и предлагает ознакомиться.

Идеи Карла Менгера сотоварищи

Говоря о представителях и основных идеях австрийской школы маржинализма, нельзя вновь не затронуть в этой связи имя Карла Менгера. Именно он ввел в употребление многие понятия, на которых впоследствии и строились теории австрийцев. Так, именно Менгер разработал концепцию блага

У каждого человека есть определенные потребности — неважно, в чем. Благо, по Менгеру, это то, что может удовлетворить данные потребности (и человек волен использовать для этого данный предмет)

Я хочу спать — благом для меня станет кровать с подушкой и одеялом. Я хочу есть — в роли блага выступит суп, бутерброд или шоколадка. Учение о благах австрийской школы маржинализма и ее «отца-основателя» предполагает подразделение благ на настоящие, воображаемые и экономические. Примеры первых приведены выше, ко вторым относятся вещи, которые не в состоянии исполнить наши желания, но мы верим, что это не так (какое-либо лекарство, например, которое не обладает способностью исцелить от определенной болезни, но человек верит в обратное).

Экономические блага же, согласно Карлу Менгеру и всей австрийской психологической школе маржинализма, это такая разновидность благ, которой в настоящее время недостаточно (по количеству), чтобы принести удовлетворение нужде в данном благе (например, наличие/отсутствие в магазине того или иного продукта). Именно потому, что доступный объем этого блага меньше, нежели спрос на него, оно становится наиболее ценным и привлекательным для человека. Эта теория австрийской школы маржинализма позволяет вывести следующую закономерность: редкость порождает ценность. А еще она дает проследить очередное отличие школы Менгера от классической теории: там активно использовались термины «стоимость» и «товар», австрийцы же в первую очередь оперировали определениями «ценности» и «экономического блага».

Все экономические блага по учению основателя теории потребностей, представителя австрийской школы маржинализма Менгера, градуируются по категориям. Первая категория — блага потребительские, благодаря им удовлетворяются насущные желания человека. Благами более высших категорий являются те, что требуются для производства первых. Пока сохраняется спрос на первые блага, пока они ценны, сохраняется и ценность благ последующих категорий; падение же ценности потребительских благ нивелирует и ценность остальных (пока мы приобретаем ту или иную продукцию, ценным будет оставаться и сырье для нее).

Говоря об идеях австрийской школы маржинализма, нельзя не сказать о понятии неэкономического блага. Это абсолютная противоположность экономическому — когда что-то у тебя в таком избытке, что ты просто перестаешь это ценить. Данное определение вновь возвращает нас к выведенной выше закономерности: тем ценнее, чем реже, то есть меньше.

Напомним еще раз: понятие стоимости австрийцы заменили термином «ценность». Теория стоимости австрийской школы маржинализма напрямую связана с таким явлением, как полезность. Чем больше у человека какого-то блага, тем менее оно полезно — читай: ценно (о чем и говорилось выше). Таким образом, можно сделать вывод о том, что представители австрийской школы маржинализма определяют стоимость блага предельной полезностью.

Необходимо упомянуть также и о том, что пресловутая ценность не является одинаковой для всех. Здесь снова уместно вспомнить о субъективизме и психологизме австрийской школы маржинализма — именно субъективной и психологической является ценность каждого отдельного блага для каждого отдельного индивида. То, что я наделяю высокой ценностью, будет практически совершенно бесполезным для моего друга — и наоборот. Отсюда в австрийской психологической школе маржинализма вытекает следующее понятие — обмена. Обмен, по мнению австрийцев, возможен и экономически выгоден лишь в том случае, когда предлагаемую мною вещь я считаю менее полезной и нужной, чем ту, которую хочу получить взамен. Тот же человек, с кем я планирую сделку, должен оценивать имеющийся у меня предмет выше своего. Тогда, по теории австрийской школы маржинализма, обмен «сработает». Предмет, который мы хотим обменять, называется, по терминологии Менгера, товаром.

Современное состояние

С  г. в США активно действует Институт Людвига фон Мизеса (Ludwig von Mises Institute) в Оберне, штат Алабама (Auburn, Alabama, USA), насчитывающий ныне 275 научных сотрудников (research fellows). Институт ежегодно проводит летнюю школу Университет Мизеса (Mises University), конференцию экономистов-исследователей австрийской школы (Austrian Scholars Conference), а также различные тематические семинары по денежной политике, истории, политической философии. Активно издаются новые работы современных экономистов, работающих в австрийской традиции, и переиздаются работы «классиков» (Людвига фон Мизеса, Мюррея Ротбарда и др.)

Институт Людвига фон Мизеса издаёт ежеквартальный научный журнал по экономике — Quarterly Journal of Austrian Economics. В ежемесячном журнале «Свободный рынок» (англ. The Free Market) анализируются современные экономические и политические вопросы. Издаётся также научный журнал по политической философии — Journal of Libertarian Studies.

В  г. в США было организовано Общество по развитию австрийской экономической теории (Society for the Development of Austrian Economics), насчитывающее ныне более 100 членов. Общество организует несколько секций на ежегодной конференции Южной экономической ассоциации (Southern Economic Association).

Материалы, посвящённые современному развитию школы, публикуются в журналах The Review of Austrian Economics (издательство Springer), Quarterly Journal of Austrian Economics (институт Людвига фон Мизеса).

С 2004 года ежегодно в Праге «Либеральный институт» организует конференцию Prague Conference on political Economy в австрийской традиции.

Энфорсмент без государства

Тут речь скорее не о какой-то внутренней проблеме австрийской школы, а о том, как эта проблема постепенно решалась по мере развития либертарной теории. Мизес вообще не оспаривал необходимости государства. Ротбард разработал в целом теорию анархо-капитализма, но оставил там несколько этатистских рудиментов, вроде взятого от фонаря срока действия патентов или наличия при анкапе принудительного тюремного заключения. Современные теоретики, вроде того же Золоторёва, или, например, меня, демонстрируют возможность обойтись в том числе и без этих рудиментов, предлагая альтернативы.Тем не менее, тема внегосударственного энфорсмента пока не устоялась и является больше доктриной, чем теорией, так что есть, куда работать.


В роли Фрэнка Андервуда — Павел Усанов

Непонятно, как согласовать праксиологию Мизеса и рыночный процесс Хайека

В чём трудность? Праксиология — это логика человеческой деятельности, выводимая дедуктивно из общих базовых принципов. Рыночный процесс — это возникновение спонтанных порядков из множества единичных актов выбора, осуществляемых людьми. Изучение этих спонтанных порядков ведётся уже методом индукции. Для физиков, наверное, наиболее понятно будет, если уподобить праксиологию молекулярно-кинетической теории, а рыночный процесс — термодинамике. Иначе говоря, здесь мы имеем дело с проблемой, с какой песчинки начинается куча, а на языке диалектики — с переходом количества в качество.

В принципе, где-то на стыке одного с другим лежит теория игр, но всё равно разрыва до конца не заполняет.

История зарождения маржинализма

Как появился маржинализм? Как было только что упомянуто, он действительно возник в девятнадцатом веке, а если точнее — в семидесятых его годах. Хотя вообще, строго говоря, зачатки данного направления экономики имелись еще в древности, во времена Аристотеля — как раз-таки он и стал первым разрабатывать анализ субъективного начала. За ним последовали схоласты Средневековья, потом — авторы эпохи Просвещения.

Однако как бы то ни было, но настоящей популярности и пика своего расцвета маржинализм сумел достичь все-таки в конце девятнадцатого века. Предпосылкой для роста данного направления стало активное развитие промышленности и прикладных наук, что потребовало наличия таких условий, которые позволили бы распределять виды имеющихся услуг с оптимальным результатом между конкурентами. Произошла так называемая маржинальная революция — переход к новым концепциям от старых, классических. Об основных идеях маржинализма будет сказано немного позже, а пока самое время поговорить о людях, которым экономический мир обязан становлением нового направления.

Самые первые упоминания теоретических подходов маржинализма можно встретить в работах таких ученых, как Антуан Курно, Герман Госсен, Жюль Дюпон и Иоганн фон Тюнен. Их нельзя в полноценном смысле назвать маржиналистами, так же, как не считают их и основателями этого направления. Однако факт остается фактом, и общепризнанным: вышеперечисленные деятели науки предприняли первые шаги по разработке идей маржинализма. Курно, например, интересовался микроэкономикой и пытался изучать экономические процессы с помощью математики — поскольку именно математиком и являлся. Благодаря Курно появился термин «эластичный спрос» (когда спрос на товар меняется из-за того, что меняется цена). Фон Тюнен первым стал размышлять о теории предельной производительности, Дюпон изучал ценовые излишки, а Госсен — сформулировал законы взаимодействия между людьми. Так или иначе, все эти ученые сыграли по-настоящему значимую роль в будущем становлении маржинализма. Среди имен основателей же его называют имена Карла Менгера, Уильяма Джевонса и Леона Вальраса.

Где дети иностранцев учатся в Австрии

Провинция лучше столицы

Самыми популярными местами для иммиграции семей из РФ и СНГ являются крупные города – Вена и Грац. Там сконцентрировано большинство школ и университетов. Однако не стоит забывать, что при переезде надо получать вид на жительство и вот тут могут возникнуть трудности, так как по австрийским законам любой ВНЖ (за исключением учебного) квотируется. Следовательно, если заявитель планирует иммигрировать в Вену или Грац, надо понимать, что количество желающих большое – квот на всех может не хватить.

За 2019 год в Австрии было выделено чуть более 6000 квот на оформление ВНЖ.

Если же рассматривать провинциальные земли, например Бургенланд, тут ситуация намного проще. Количество желающих гораздо меньше, и попасть в квоты проще. Плюсом безусловно является и меньшая стоимость недвижимости. Тут также достаточно много бесплатных учебных заведений, и расстояние до Вены или Граца составляет менее 100 км. На мой взгляд, с точки зрения локации неплохое место.

Поступление в австрийскую школу

У детей иностранцев есть два пути в австрийскую школу. Первый вариант: ребёнок иммигрирует вместе с родителями. В этом случае он обязан ходить в школу, и никаких требований к нему нет. Даже если он не знает немецкого языка, его обязаны взять на учёбу по месту жительства.

Вариант второй: родители сами не иммигрируют, но хотят отдать ребёнка в школу. В Австрии есть интернаты, которые позволяют ребёнку жить на протяжении всего учебного года. Как правило, возможность проживания в таких интернатах появляется с 14 лет.

Я, например, отдал своего сына в интернат в 11 лет, но выходные он проводит дома. Если ребёнку меньше 14 лет, то возможность проживания во время учёбы обсуждается отдельно с директором школы.

Стоимость обучения в таком интернате €530 в месяц. В эту сумму входит проживание, трёхразовое питание, группа продлённого дня и круглосуточный присмотр за детьми (на ночь остаётся дежурный учитель).

Поступить тоже не очень сложно. Требования к иностранцам лояльные. Достаточно знать немецкий язык на уровне А2 (при этом никаких сертификатов не нужно) и представить справку или аттестат с текущими оценками. Далее назначается собеседование с директором школы (сейчас это возможно сделать по Skype), и при успешном прохождении школа и общежитие высылают документы на оформление студенческой визы.

После прибытия в Австрию ребёнок получает ВНЖ на основании учёбы. Моего сына взяли в немецкую гимназию вообще без знания немецкого языка, но ему тогда было 11 лет. Многое зависит от директора.

Адаптация в немецкоязычной среде

Основной язык в австрийских школах – немецкий. Если новичок-иностранец знает английский язык, то это ему поможет адаптироваться, так как практически все учителя им владеют.

Предположим, ребёнка приняли в школу, но он всё равно слабо владеет немецким. Для иностранцев предусмотрена следующая система: в его расписании вместо некоторых занятий ставятся часы углублённого изучения немецкого языка.

Например, в общем расписании в день шесть уроков: математика, литература, история, география, биология, английский, но в дополнительном расписании иностранца вторым и третьим уроками стоит немецкий. Как только уровень немецкого ребёнку позволит свободно учиться с остальным классом, он перейдёт на занятия по общему расписанию.

На адаптацию даётся время: обычно первые год-два ребёнка иностранцев не оценивают по предметам вообще, а в конце года преподаватели совещаются о том, можно ли переводить его в следующий класс.

Пример № 3. Инфляция.

Кейнсианцы изменили классическое определение инфляции. Согласно их теории, инфляция – это повышение цен, а поддержание уровня инфляции необходимо для экономического роста.

Представители австрийской школы определяют инфляцию как искусственное увеличение денежной массы. Растущие цены просто являются симптомами денежной инфляции и искусственно заниженных процентных ставок. «Австрийцы» осознают, что падение цен – естественное явление в условиях улучшения технических и производственных возможностей, которое идет на пользу основной части населения (например, падение цен в США в течение всего XIX ст.). Они знают, что инфляция способствует изнашиванию основного капитала, препятствует накоплению сбережений и выступает в роли налога, который разрушает покупательную способность денег и искажает экономические расчеты.

Другой важный вклад австрийской школы в экономическую теорию состоит в «проблеме экономических расчетов», теории капитала и процентных ставок и теории денег и кредита:

  • Проблема экономических расчетов непосредственно связана с явлением социализма. Если говорить коротко, то проблема социализма — это проблема искаженных цен. В централизованно планируемой социалистической экономике государство, вмешиваясь, искажает цены и неэффективно распределяет ресурсы, что делает невозможным для людей принимать рациональные и эффективные решения. Хайек обращается к этому вопросу в своей «Дороге к рабству», а Мизес говорит об этом в своем труде
    «Экономический расчет в социалистическом содружестве». Примерами являются сфера здравоохранения в США сегодня или формирование пузыря на рынке недвижимости в начале-середине 2000-х.
    Ойген фон Бём-Баверк первым разработал теорию капитала и процентных ставок, чем нанес удар трудовой теории стоимости и теории эксплуатации Маркса. Он проиллюстрировал, что процентные ставки и прибыль определяются спросом, предложением и временным предпочтением. Временное предпочтение означает, что люди предпочитают настоящее потребление будущему потреблению. Акцент на роли времени с целью объяснения человеческой деятельности является отличительной чертой австрийской экономической теории.

  • Понимание австрийской экономической теории также включает в себя понимание теории денег и кредита. Об этом в 1912 году Мизес написал книгу, назвав ее, соответственно, «Теория денег и кредита».

Это и есть руководство по австрийской экономической теории для новичков

Теперь вы осознаете всю важность этого учения?. Прежде чем вы ответите на этот вопрос, подумайте над следующим:

Прежде чем вы ответите на этот вопрос, подумайте над следующим:

16 декабря 2014 г.

Перевод Ирина Черных.

Под редакцией Оргкомитета

Комментировать в блоге

Преимущества и недостатки обучения в Австрии

Хотя уровень образования в Австрии может не дотягивать до показателей Великобритании и США, иммигранты всё же могут рассчитывать на то, что их дети получат хорошие знания. Австрийская система школ считается одной из лучших в Европе.

Власти гарантируют безопасность и комфортные условия для детей иностранцев. Государственные школы в Австрии нередко предлагают двуязычную программу обучения (немецко-английскую). Некоторые из них обеспечивают детей первоклассными условиями. Часто инфраструктура учебного заведения в австрийских землях не уступает даже швейцарским школам-пансионам. Как правило, образцовых школ больше в провинциальных городах Австрии. Их ученики, например, могут проживать в школьном общежитии.

Главный козырь, который припасла австрийская система образования, – все государственные школы в стране бесплатны и готовы принимать учеников с любым гражданством. Для сравнения: швейцарские школы все платные для иностранцев. €150 тыс. в год – средняя цена обучения и проживания.

Эффект инфляции

Австрийская школа считает, что любое увеличение денежной массы, не подкрепленное увеличением производства товаров и услуг, ведет к росту цен, но цены на все товары не растут одновременно. Цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие, что приводит к большему неравенству в относительных ценах на товары. Например, сантехник Петр может обнаружить, что он зарабатывает те же доллары за свою работу, но при покупке той же буханки хлеба ему приходится платить больше пекарю Полу.

2,24%

Предполагаемый уровень инфляции в США в 2021 году.

Изменение относительных цен сделало бы Павла богатым за счет Петра. Но почему так происходит? Если бы цены на все товары и услуги повысились одновременно, это вряд ли имело бы значение. Но цены на те товары, через которые деньги вводятся в систему, корректируются раньше других цен. Например, если правительство вводит деньги, покупая кукурузу, цены на кукурузу вырастут раньше, чем на другие товары, оставляя за собой след ценового искажения.

Бизнес циклы

Австрийская школа считает, что деловые циклы вызваны искажением процентных ставок из-за попытки правительства контролировать деньги.Неправильное распределение капитала происходит, если процентные ставки искусственно удерживаются на низком или высоком уровне благодаря вмешательству правительства.В конечном итоге экономика переживает рецессию.

Почему должна быть рецессия? Трудовые ресурсы и инвестиции, использованные в несоответствующих отраслях (таких как строительство и реконструкция во время финансового кризиса 2008 года), должны быть перераспределены для достижения действительно экономически осуществимых целей. Эта  краткосрочная корректировка бизнеса  приводит к падению реальных инвестиций и росту безработицы.

Правительство или центральный банк могут попытаться обойти рецессию, снизив процентные ставки или поддерживая обанкротившуюся отрасль. Австрийские теоретики полагают, что это только вызовет дальнейшее неэффективное инвестирование и усугубит рецессию, когда она действительно наступит.

Создание рынка

Австрийская школа рассматривает рыночный механизм как процесс, а не результат замысла. Люди создают рынки с намерением улучшить свою жизнь, а не с помощью какого-либо сознательного решения. Итак, если вы оставите группу любителей на необитаемом острове, рано или поздно их взаимодействие приведет к созданию рыночного механизма.

Экономическая теория австрийской школы основана на словесной логике, которая избавляет от технической лабуды господствующей экономической теории. Есть существенные различия с другими школами, но, давая уникальные представления о некоторых из самых сложных экономических вопросов, австрийская школа заслужила постоянное место в сложном мире экономической теории.

Перспективы выпускника австрийской школы

После окончания учебного заведения учащемуся открыта дорога в государственные университеты Австрии и Германии. Стоимость обучения приятно удивит, поэтому окончание австрийской школы – хорошая инвестиция в будущее ребёнка.

После окончания гимназии или школы в Австрии абитуриент может поступать в любой университет ЕС. Процедура примерно такая же, как и в России. Аттестат направляется в пять высших учебных заведений Европы.

Если иностранец закончил высшее учебное заведение в Австрии, то у него появляется перспектива получить ПМЖ и гражданство. Сначала выпускник имеет право оформить красно-белую карточку (Rot-Weiß-Rot – Karte), которая разрешает работать в Австрии, а годы учёбы засчитываются при подаче документов на ПМЖ. Правда, только половина: если студент отучился восемь лет, то для ПМЖ засчитывается четыре года.

Перспективы трудоустройства зависят от востребованности специальности. В настоящее время не хватает врачей, инженеров, специалистов в сфере IT.

Следовательно, если выпускник вуза поработает ещё год, то он претендует на ПМЖ (для этого достаточно пять лет проживать в Австрии). Для получения гражданства потребуется десять лет постоянного пребывания в стране. Но, к сожалению, придётся отказаться от первого гражданства.

Фото предоставлены автором статьи

Понимание австрийской школы

Австрийская школа берет свое начало в Австрии 19 века и в творчестве Карла Менгера. Менгер вместе с британским экономистом Уильямом Стэнли Джевонсом и французским экономистом Леоном Вальрасом положил начало маржиналистской революции в экономике, которая подчеркнула, что принятие экономических решений осуществляется в отношении определенных количеств товаров, единицы которых обеспечивают некоторую дополнительную выгоду (или стоимость) и Такой экономический анализ должен быть сосредоточен на этих дополнительных единицах и связанных с ними затратах и ​​выгодах. Вклад Менгера в теорию предельной полезности сосредоточен на субъективной потребительной стоимости экономических благ и иерархической или порядковой природе того, как люди приписывают ценность различным благам. Менгер также разработал рыночную теорию функции и происхождения денег как средства обмена для облегчения торговли.

Вслед за Менгером Ойген фон Бом-Баверк развил австрийскую экономическую теорию, подчеркнув элемент времени в экономической деятельности – что вся экономическая деятельность происходит в определенные периоды времени. В своих трудах Бом-Баверк развивал теории производства, капитала и процента. Он разработал эти теории отчасти для поддержки своей широкой критики марксистских экономических теорий.

Студент Бом-Баверка, Людвиг фон Мизес, позже продолжил объединение экономических теорий Менгера и Бома-Баверка с идеями шведского экономиста Кнута Викселя о деньгах, кредите и процентных ставках, чтобы создать австрийскую теорию цикла деловой активности (ABCT). Мизес также известен своей ролью, вместе с коллегой Фридрихом фон Хайеком, в оспаривании возможности рационального экономического планирования социалистическими правительствами.

Работа Хайека по австрийской экономике подчеркивала роль информации в экономике и использование цен как средства передачи информации и координации экономической деятельности. Хайек применил эти идеи как к развитию теории деловых циклов Мизеса, так и к дебатам об экономических расчетах при централизованном планировании. В 1974 году Хайек был удостоен Нобелевской премии за свои работы в области теории денежно-кредитного регулирования и экономического цикла.

Несмотря на свой вклад, австрийская школа в середине 20 века в значительной степени затмилась кейнсианскими и неоклассическими экономическими теориями как в академических кругах, так и в государственной экономической политике. Однако к концу 20-го и началу 21-го веков к австрийской экономике началось возрождение интереса к горстке академических исследовательских институтов, действующих в настоящее время в США и других странах

Австрийская школа также получила благоприятное внимание со стороны нескольких политиков и видных финансистов за очевидное подтверждение австрийских идей историческими тенденциями. Примечательно, что австрийская школа экономики цитируется за то, что она предсказала возможный крах Советского Союза и отказ от коммунизма в других странах, а также за ее объяснительную силу в отношении повторяющихся экономических циклов и спадов в экономике

Что такое маржинализм

Слово «маржинализм» пришло в нашу страну из французского языка, а в последний, в свою очередь, попало из латыни. С латинского оно переводится как «край», а с французского — как «находящийся на краю». Этот термин, обозначающий, как нетрудно догадаться, одно из направлений в экономике, нашел активное употребление в данной науке. Маржинализмом называют направление, основанное на методах анализа с помощью предельных экономических понятий (чуть позже будет дано определение тому, что значит «предельный»). Данное направление основывается на субъективном анализе явлений, именно поэтому другое название маржинализма — субъективная экономическая школа.

Вернемся к вопросу о том, что же такое «предельное понятие». Предельной, или иначе маржинальной величиной, экономисты называют увеличение (или прирост) какой-либо величины из-за увеличения (прироста) какой-либо другой величины на один. Например, если мы в прошлом году сажали пять ростков огурца на рассаду, а в этом посадим шесть (то есть увеличим количество ростков на один), то общее число огурцов, появившихся на этих ростках, увеличится тоже — то есть прирастет. Соответственно, количество урожая огурцов и будет являться той самой предельной величиной — для рассады.

Зародился маржинализм не то чтобы очень давно — в девятнадцатом столетии. А о том, как, почему и благодаря кому это произошло, рассказано ниже.

Литература

Основные труды представителей школы

  • К. Менгер. Основания политической экономии. В кн.: Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В. С. Автономова. − М.: Экономика, 1992. − (Экон. наследие.) − ISBN 5-282-01471-8.
  • Визер Ф. Теория общественного хозяйства (избр. гл.) − В кн.: Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В. С. Автономова. − М.: Экономика, 1992. − (Экон. наследие.) − ISBN 5-282-01471-8.
  • Мизес Л. Либерализм в классической традиции. − М.: Социум; Экономика, 2001. − 239 с.
  • Мизес Л. Социализм. − М.: «Catallaxy», 1994.
  • Мизес Л. Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции. − М.: Юнити-Дана, 2001. − 295 с.
  • Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / 2-е испр. изд. — Челябинск: Социум, 2005. − 878 с − ISBN 5-901901-29-0.
  • Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. − М.: Изограф, 2000. − 256 с.

Произведения об австрийской школе

  • Австрийская школа / Альтер Л. Б. // А — Ангоб. — М. : Советская энциклопедия, 1969. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 1).
  • Антонович Ю. Н. Австрийская теория капитала и капитальных благ // Посткризисный мир: глобализация, многополярность, модернизация, институты: материалы Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 20-22 мая 2010 г.): в 3 т. Т. 1 / Под ред. А. Ю. Архипова, Ю. М. Осипова, В. А. Алешина, В. Н. Овчинникова.- М.: Вузовская книга, 2010. — С. 87-98. — ISBN 978-5-9502-0573-6.
  • Блауг М. Австрийская теория капитала и процента // Экономическая мысль в ретроспективе = Economic Theory in Retrospect. — М.: Дело, 1994. — С. 461—526. — XVII, 627 с. — ISBN 5-86461-151-4.
  • Кэллахан Дж. Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы. — Челябинск: Социум, 2006.
  • Уэрта де Сото Х. Австрийская экономическая школа: Рынок и предпринимательское творчество. — Челябинск: Социум, 2007. — 202 с. — (Серия «Австрийская школа». Вып. 1). − ISBN 978-5-901901-69-4.
  • Бум, крах и будущее: Анализ австрийской школы. — Пер. с анг. — сост. А.В. Куряев — М., ООО «Социум», 2002. — 220 c. — ISBN 5-901901-04-5

Особенности австрийской школы

Как мы уже увидели выше, к австрийской школе маржинализма принадлежат разные люди, и не всегда их точки зрения совпадают. Однако расхождение мнений — скорее редкость, в основном же взгляды у всех адептов направления едины, иначе бы они не относились к одной и той же школе. Все приверженцы данного направления понимали ценность блага (о том, что есть благо, будет рассказано ниже, в пункте об идеях Карла Менгера и его соратников) как его предельную полезность. Австрийская школа маржинализма отвергала использование математических методов (в отличие от других школ). Кроме того, как уже много раз упоминалось, характерной чертой данного направления являлся субъективизм

Экономисты-австрийцы обращали особое, пристальное внимание на психологические особенности поведения покупателей. Это позволило говорить о субъективизме и психологизме австрийской школы маржинализма

Также приверженцы австрийской школы были уверены, что искусственно смоделировать нормальную экономическую деятельность человека невозможно.

Примечания

  1. Клейн П. Введение // Хайек Ф. Судьбы либерализма в XX веке. — М.: ИРИСЭН, Мысль; Челябинск: Социум, 2009. — С. 11. Этот сборник является переводом IV тома из Собрания сочинений Хайека «The Fortunes of Liberalism: Essays on Austrian Economics and the Ideal of Freedom» (edited by Peter G. Klein. — Chicago: The University of Chicago Press, 1992. — 287 p.).
  2. Хайек Ф. Йозеф Шумпетер (1883−1950) // Хайек Ф. Указ.соч., с. 195. Чуть ниже Ф. Хайек указывает, что первая книга была написана в менгеровской традиции, однако взгляды Й. Шумпетера в дальнейшем кардинально изменились («были отброшены») и книга так и не была переведена на английский язык.
  3. Хайек Ф. Джон Бейтс Кларк (1847−1938) // Хайек Ф. Указ.соч., с. 51.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июня 2008.
  5.  (англ.). finlit.online. Дата обращения: 9 января 2018.