Могут ли акции tesla в этом году снова вырасти до $900?

Бизнес модель Tesla

Как заявляет менеджмент, Тесла — не просто производитель авто, а единственная в мире вертикально-интегрированная энергетическая компания, которая следует принципам устойчивого развития.

С одной стороны это действительно так, ведь под руководством дочернего предприятия Solar City, компания занимается генерацией и хранением электроэнергии — продает солнечные батареи, солнечные панели и даже целые солнечные крыши, сделанные из стеклянной черепицы.

Но с другой, Solar City приносит компании всего-лишь 4% выручки, и вообще не совсем понятны перспективы этого бизнеса. Особенно в частном секторе.Пока что, перевод дома на автономное солнечное питание — слишком дорогостоящая затея и окупается пару десятилетий.

Основной бизнес — это, безусловно, автомобильная промышленность.

Тесла продает электромобили, сдает их в аренду, а также оказывает различные послепродажные услуги в виде ремонта и страхования.

Интересно, что в США компания осуществляет продажи авто не через дилерские центры, как многие привыкли, а через собственный сайт. Люди заказывают автомобили прямо как айфоны или пиццу, и в установленный срок курьер осуществляет доставку по указанному адресу.

Сервисные услуги тоже имеют свою специфику. Некоторые неисправности решаются установкой нового ПО, а в случае серьезных поломок можно вызвать так называемого Tesla Ranger для осуществления ремонта на дому.

Обратите внимание, насколько такая бизнес-модель отличается от методов ведения бизнеса других автопроизводителей. Основная ценность Tesla в этом и заключается

Компания меняет в лучшую сторону клиентский опыт и вообще все, что можно изменить.

Сейчас модельный ряд представлен четырьмя автомобилями:

Рис. 1 Модельный ряд Тесла. Model S, Х — премиум сегмент. Model 3, Y — массмаркет

И главными фигурами здесь являются Model 3 (да, да — это не буква E) и Model Y (в перспективе)

Факторы, влияющие на стоимость акций «Тесла»

Текущие (тактические) факторы, оказывающие влияние на стоимость бумаг компании «Тесла Инк.», были подробно рассмотрены выше. Однако более интересными являются те основания, исходя из которых можно делать прогнозы, относительно восстановления капитализации компании не позже чем через год. Причин несколько:

Мир заинтересован в электромобилях.

Это фундаментальный вектор. Все страны вместе и каждая в отдельности желают уйти от углеводородной зависимости. Это дает не только неоспоримые экологические и политические преимущества, но также и весомую экономическую выгоду, так как улучшается торговый и платежный баланс страны (сокращается стратегически важный импорт топлива). Так что продажи электромобилей в мире будет только расти, а автомобилей – сокращаться.

Среди производителей электромобилей компания «Тесла Инк.» занимает лидирующие позиции.

Не смотря на то, что «Тесла» — это стартап, организованный с нуля, динамика развития фирмы на настоящий момент превышает то, что демонстрируют нам существующие производители автомобилей (с историей). В разных частях мира «Тесла» открывает гигафабрики по производству как аккумуляторных элементов, так и автомобилей; на рынок выпускаются новые модели; регулярно происходит снижение цен.

Даже эта пара факторов формируют весомую аргументацию для миллионов инвесторов, которые приобретают акции компании в расчете на рост ее фундаментальной капитализации. И эти расчеты из года в год вполне оправдываются.

Тренды авто индустрии

  • Переход автопроизводителей на технологии, не загрязняющие окружающую среду, произойдет быстрее, чем ранее ожидалось. Президент Джо Байден заявил о том, что США к 2030 году снизят выбросы парниковых газов на 50% по сравнению с уровнем 2005 года, о реализации схожих планов заявляют правительства и других развитых стран. Это означает, что тренд на декарбонизацию транспорта будет ускоряться, а автомобили с ДВС – все быстрее вытесняться электрокарами и гибридами.
  • Этому также способствует ряд правительственных инициатив для стимулирования индустрии, от налоговых и таможенных льгот до грантов на разработку и производство электромобилей.
  • Увеличение конкуренции в секторе. Традиционные автопроизводители адекватно оценивают необходимость развития технологий электротранспорта и увеличивают усилия в этом направлении. Так, General Motors предлагает полностью электрический Chevy Bolt, Ford — Mustang Mach-E, Nissan выпускает уже второе поколение Leaf, а Volkswagen Group предлагает клиентам на выбор Volkswagen ID.3, Audi E-Tron и Porsche Taycan, и вкладывает свыше $80 млрд в разработку новых моделей. Bloomberg ожидает, что с учетом выходящих на рынок стартапов предложение на рынке электромобилей достигнет к 2025 году свыше 500 различных моделей.
  • Снижение стоимости батарей позволяет создавать более бюджетные модели, охватывая новые категории покупателей. По данным Bloomberg, за период с 2010 по 2020 годы средневзвешенная цена стандартной литий-ионной батареи снизилась на 88,5% за киловатт-час, с $1191 до $137. По расчетам аналитиков, при цене в $100 за киловатт-час наступит паритет стоимости электрического автомобиля и сопоставимого по характеристикам автомобиля с ДВС. Это приведет к резкому увеличению производства электромобилей и развитию сопутствующей инфраструктуры.

Рыночные возможности Tesla

К концу прошлого года по всему миру было выпущено 10 миллионов электромобилей (для сравнения, в 2010 году эта цифра составляла всего 17 000). Эта растущая популярность была обусловлена несколькими факторами: улучшением технологии производства аккумуляторов, снижением себестоимости, субсидиями на закупки со стороны государства и все более актуальным стремлением к сокращению выбросов углекислого газа.

Что еще более важно, ожидается, что эта тенденция сохранится. По данным Allied Market Research, глобальный рынок электромобилей будет расти почти на 23% в год и к 2027 году достигнет 803 миллиардов долларов

И Тесла находится в авангарде этой тенденции.

По состоянию на март 2021 года доля компании на рынке EV (electric vehicle – электромобилей) составляла 16%, в то время как у следующего ближайшего конкурента – всего 9%. Это дает определенные преимущества, но у компании есть еще и другие козыри помимо этого.

С октября 2016 года все автомобили Tesla поставляются с новейшим оборудованием автопилота. И имея более 1 миллиона автомобилей на дорогах Tesla автоматически получает доступ к гораздо большему количеству реальных данных о вождении, чем любой из ее конкурентов. Фактически, по состоянию на февраль 2020 года весь “флот” Теслы прошел более 3 миллиардов миль на автопилоте. Это дает компании значительное преимущество в гонке за создание полностью автономного транспортного средства.

Примечательно, что в будущем Tesla планирует запустить автономную сеть таких автомобилей для пассажироперевозок. И, по словам Кэти Вуд, к 2030 году этот рынок может принести более 1 триллиона долларов прибыли. А потенциал всего рынка автономных автомобилей она оценивает в 250 миллиардов долларов. Это означает, что для Теслы будут открыты сразу несколько крупных рынков.

Финансовые показатели Tesla

В настоящее время Tesla производит автомобили на заводе Fremont в Калифорнии (США) и на заводе Gigafactory в Шанхае (Китай). Компания считает, что эти два объекта имеют общую мощность 1,05 миллиона автомобилей в год. В 2020 году Tesla выпустила только 509 737 автомобилей, что составляет примерно половину ее предполагаемой мощности.

Тем не менее, Tesla достигла рекордных объемов производства и поставок в первом квартале 2021 года, увеличив эти показатели на 76% и 109% соответственно. А Model 3 стала самым продаваемым премиальным седаном в мире, обогнав BMW 3-й серии.

В последние годы показатели Tesla были высокими, и ее прибыль росла, хотя, стоит отметить, что большая часть чистой прибыли за 1 квартал по-прежнему поступала от продажи биткоинов и регулятивных кредитов.

С целью еще большего увеличения своих производственных мощностей, Tesla строит заводы в Берлине (Gigafactory Berlin), для производства Model Y, и в Техасе (Gigafactory Texas), которая будет производить как Model Y, так и Cybertruck. С учетом этих дополнительных мощностей Tesla сможет увеличивать свои поставки на 50% ежегодно в течение многих лет (что вполне соответствует прогнозируемым темпам роста рынка EV).

Это хорошая новость для инвесторов. По данным Grand View Research, до 2027 года общее количество единиц EV будет расти на 42% в год. Если Tesla сможет опередить рост отрасли в целом, она захватит львиную долю рынка в ближайшие годы.

Роль Илона Маска в Tesla

Илон Маск – основатель, CEO и официально «технокороль» Tesla, компания во многом обязана ему своим успехом. При этом он же – причина судебных исков и расследований Комиссии по ценным бумагам США о манипулировании рынком.

В своей отчетности Tesla упоминает о рисках, связанных с тем, что Маск не может быть полностью сосредоточен на задачах компании, в силу участия в других проектах. Представляется, что более серьезные риски связаны с тем, что принадлежащие ему акции Tesla используются Маском в качестве обеспечения перед банками по собственным кредитам (эта информация тоже раскрывается в отчетности). В случае резкого снижения цены акций Tesla (и соответствующего снижения стоимости обеспечения, выраженного в этих акциях) Маск может быть вынужден продать акции в силу обязательств перед банками – что в силу большого объема принадлежащей ему доли приведет к дальнейшему снижению котировок.

Как и где купить акции «Тесла»

Разумеется, частному лицу нужно работать исключительно через брокера – профессионального участника рынка ценных бумаг. То есть, посредством предоставляемой им инфраструктуры: программного обеспечения, расчетных счетов и счетов-депо.

Брокерская компания 24option предоставляет своим клиентам доступ ко всем секторам глобального финансового рынка (как с точки зрения инструментария, так и географического расположения этих площадок). В том числе, с помощью 24option осуществляется доступ к американским биржам, где можно купить и рассматриваемые акции «Тесла».

Обращаю внимание, если у вас нет опыта, то торговать у этого брокера можно при помощи автотрейдинга. Необходимо зарегистрироваться на сайте торгового робота

Отличный вариант для новичков.

Энергетический сектор под ударом

С ростом инфляции и нарушением цепочек поставок в мире значительно стали дорожать полупроводники и другие компоненты для производства умных зарядных станций и солнечных крыш и панелей. Tesla имеет долгосрочные контракты со своими клиентами. Это значит, что сейчас Tesla устанавливает солнечные панели по контрактам, которые были заключены несколько лет назад.В прошлом квартале сегмент перешел из прибыльного в убыточный. Тенденция продолжилась и в 1 кв. 2021 года. Валовые затраты составили 120%. В результате роста затрат и увеличения сложности установки Tesla значительно увеличила ценник по уже заключенным контрактам. В качестве компенсации Tesla бесплатно предоставила Powerwall.

Рис. 3

Дабы не потерять клиентов и сохранить позиции «народной» компании, Tesla не будет резко увеличивать ценник для прошлых клиентов. Это приведет к тому, что энергетический сектор Tesla вплоть до 2023 года продолжит быть убыточным.

Текущая переоценка

Рыночная капитализация Tesla составляет 575 миллиардов долларов. Это означает, что компания стоит больше, чем Toyota, Volkswagen, Daimler и General Motors вместе взятые. Но так было не всегда. Всего 12 месяцев назад рыночная капитализация Tesla составляла 150 миллиардов долларов – другими словами, ее стоимость выросла на 280% за последний год.

Неудивительно, что акции Tesla выглядят довольно дорогими. На самом деле, они достаточно сильно переоценены. Подавляющее большинство автопроизводителей и близко не подходят к тем значениям мультипликаторов, которые на данный момент актуальны для акций Теслы. Поэтому инвесторы должны задать себе важный вопрос: может ли эта компания оправдать нынешнюю свою цену в долгосрочной перспективе?

Акции Tesla: взлёт на фоне карантина

Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций

Сейчас мой публичный инвестпортфель — более 5 000 000 рублей.

Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.

Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.

Подробнее

Компания Тесла специализируется на выпуске электромобилей. Будучи основана в 2003 году, вплоть до 2019-го особыми финансовыми успехами она не блистала, по большей части несла убытки. Такими оказались годы с 2015 по 2019 включительно, суммарный убыток за это время составил $5,74 млрд. Впервые большого успеха Tesla добилась в 1 квартале 2020 г. Несмотря на карантин и биржевой обвал в марте, было продано 88,4 тыс. электромобилей, что стало лучшим квартальным результатом в истории компании. Первое полугодие 2020 года, как и второе 2019-го, оказалось прибыльным. Их общий итог – чистая прибыль в размере $479 млн.

Звёздный час для Tesla наступил после отчёта за 4 квартал 2019 г. Оказалось, что компания выполнила годовой план по выпуску электромобилей (360–400 тыс. шт.), отгрузив 367 тыс. машин. По-видимому, утечки информации бывали и раньше, недаром акции Tesla активно росли с декабря 2019 г. Настоящее же безумие началось после опубликования отчёта. Только за 3 февраля бумаги подскочили почти на 16%. На следующий день был установлен абсолютный рекорд дневного оборота акций одной компании. Общая сумма сделок превысила $55 млрд.

После этих событий аналитики разделились на два непримиримых лагеря. Инвестиционная компания Ark Invest допустила рост акций Tesla до $7 тыс. В то же время, по оценке Morgan Stanley, экономически обоснованной выглядела стоимость $360. Именно к ней вскоре и упали акции. Подобное явление известно как «ловушка для медведей». В 2008 г. канадский эксперт Жан-Поль Родриг предложил схему динамики роста и схлопывания биржевых пузырей.

Акции Tesla отработали её с образцовой точностью. Как показывает история, подобные сценарии повторялись в мире много раз. Но давайте посмотрим, что было дальше с бумагами Tesla. Новая волна ажиотажного спроса началась уже в марте. Во многом ей способствовало рекордное в истории монетарное стимулирование экономики, предпринятое ФРС США для борьбы с «коронавирусным» кризисом. Моментальный отскок продемонстрировало абсолютное большинство акций. Лидером вновь оказалась Tesla: восстановление до прежнего максимума привело не к остановке роста, а только к его ускорению.

Первый пузырь оказался лишь одной из стадий развития второго. Ещё острее встал вопрос: чего ждать в дальнейшем? Экономические показали Tesla выдающимися назвать сложно. Собственный капитал компании на конец 2 квартала 2020 г. оценивался всего в $11,38 млрд. Суммарные обязательства на тот же момент составляли $26,75 млрд. Тем не менее рыночная капитализация Tesla на конец июля 2020 достигла $226,6 млрд, а в августе превышала $300 млрд.

Объяснить феномен Tesla в рамках фундаментального анализа невозможно. Эти акции слишком волатильны и не подходят для портфельных инвестиций, по ним не платят дивиденды. Большинство энтузиастов верят в дальнейшие успехи компании и ждут роста прибыли. Они надеются, что в будущем, возможно, Tesla начнёт выплачивать дивиденды. Скептики считают, что на фоне высокой долговой нагрузки перспективы дальнейшего роста акций туманны. Генеральный директор компании Илон Маск ещё в начале мая 2020 года признал, что акции Tesla переоценены. К тому же, компания имеет проблемы, заметные невооружённым взглядом. Прежде всего, это явная нехватка производственных мощностей, их уязвимость перед текущими экономическими вызовами.

Бизнес модель Tesla

В последнем квартале 2020 года Tesla получила общий доход в размере 8,7 миллиарда долларов при валовой прибыли в 2 миллиарда долларов. Этот доход поступает из нескольких основных областей:

  • продажи;
  • лизинг;
  • производство;
  • хранение энергии и услуги.

Автомобильная выручка

Продажа автомобилей приносит большую часть доходов Tesla. В третьем квартале продажа принесла 7,3 млрд долларов, а лизинг автомобилей принес 265 млн долларов. В среднем это составляет 85% от общей выручки. Интересно, что сюда также включены продажи нормативных кредитов Tesla, что, безусловно, помогло повысить ее прибыльность во время блокировки, особенно после 7-недельного закрытия завода в начале года из-за ограничений COVID.

Продажа этих кредитов позволяет другим производителям автомобилей избежать штрафов за несоблюдение целей зеленой политики. За последние четыре квартала Tesla получила 1,3 миллиарда долларов от этих продаж. Этот поток доходов вряд ли продлится долго, поскольку автопроизводители находятся в процессе развития более устойчивого бизнеса. Тем не менее, в настоящее время Fiat Chrysler находится в процессе покупки кредитов на сумму 2 миллиарда долларов в течение 2020 и 2021 годов, что дает ему возможность оставаться в соответствии с правилами до 2023 года, используя это время для приведения своего бизнеса в соответствие с правилами.

Доходы от производства и хранения энергии

Энергетический бизнес Tesla имеет два основных направления: продажа аккумуляторов и установка солнечных батарей на крыше. В третьем квартале Tesla увеличила отгрузку аккумуляторов, включая Powerwall и Powerbank, на 81% по сравнению со вторым кварталом, на сумму более 749 мегаватт-часов.

Если посмотреть на солнечные батареи, то эта сторона бизнеса не была так хороша до этого года, когда наблюдался повышенный спрос. Это соответствует тому, что Tesla снизила цены и упростила покупку в Интернете. Как недавно заявил генеральный директор Илон Маск, этот сектор ведет себя во многом как стартап: его валовая прибыль снизилась, а продажи выросли из-за необходимости увеличения доли рынка. Выручка в этом секторе действительно снизилась в первом и втором кварталах, но снова выросла, составив 579 миллионов долларов в третьем квартале, что на 56% больше по сравнению с предыдущим кварталом и на 44% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (г / г).

Сервисы Tesla

В третьем квартале 2020 года Tesla получила выручку от своих услуг на 2 миллиона долларов больше, чем от энергии и хранения, и составила 581 миллион долларов, что на 6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Действительно, доход Tesla от услуг составляет примерно одинаковую сумму каждый квартал; от 550 до 580 миллионов долларов. Этот доход поступает от физических автомобильных услуг, которые владельцы Tesla оказывают на своих автомобилях каждый год. Затраты на обслуживание различных участков на самом деле не слишком высоки: ротация шин может стоить от 35 до 100 долларов, замена щеток стеклоочистителя — от 20 до 50 долларов. Полный сервис может стоить более 475 долларов, включая ранее упомянутые услуги и многое другое. У Tesla одна из самых доступных на данный момент цен на автосервис, что не так уж и плохо для компании, производящей автомобили класса люкс.

Сравнение Тесла с конкурентами

Tesla – это первое, что приходит на ум при слове «электромобиль», и судя по оценке компании, ряд инвесторов продолжают считать ее единственным сильным игроком на этом рынке. Но это уже не так: к примеру, по итогам 2020 года только китайские компании SAIC и BYD продали в совокупности три четверти от годовых продаж Tesla.

Примерно столько же электромобилей выпустила Volkswagen Group, увеличив продажи в 3 раза по сравнению с годом ранее. Другими словами, по объему выпуска и динамике роста продаж электрокаров Tesla и Volkswagen выглядят вполне сопоставимо, однако рынок оценивает Volkswagen, как и других традиционных автопроизводителей, с серьезным дисконтом к Tesla.

Автопроизводитель Капитализация, млрд $ Выручка, млрд $ Цена/Чистая прибыль (Price / Earnings) Цена/Балансовая стоимость (P/BV)
Tesla 673,5 11,95 327,5 28
Volkswagen Group 143,1 79,81 7,1 0,9
Toyota Motors 226,2 71,44 8,9 1,1
General Motors 70,84 34,16 5,7 1,4
Ford 50,21 26,75 15,4 1,5

Так, капитализация Tesla превышает совокупную капитализацию Volkswagen Group, Toyota Motors, General Motors и Ford – при том, что по выручке Tesla в разы уступает каждой из них, занимая 2,5% американского рынка. Про завышенное значение P/E, или отношение цены к чистой прибыли, уже говорилось. На фоне среднего для конкурентов диапазона P/E 5–15 оно выглядит крайне оптимистично. Так же как и отношение P/BV, цены к балансовой стоимости – за Tesla готовы платить в 28 раз больше чистой стоимости ее активов, тогда как для других крупных автопроизводителей это соотношение находится в пределах 0,9–1,5.

Отражение этих оценок в динамике котировок компании представлено ниже. Заметно, что с 2018 года цены акций фонда автопроизводителей (CARZ) выросли на 40%, широкий рынок (SPY) прибавил почти 70%, а цена Tesla взлетела в 10 раз.

Такой рост вызывает вопросы о потенциале и рисках дальнейшего увеличения цены. Завышенные оценки чреваты резкими откатами и динамикой хуже рынка. Возможно, мы это уже наблюдаем: за первую половину 2021 года Tesla потеряла 19%, тогда как секторальный фонд прибавил 5%, а рынок вырос на 18%.

 Посмотрим, что на тему будущих цен говорят аналитики.

Вывод

Я думаю, что в долгосрочной перспективе этот производитель EV может сделать то, о чем большинство компаний только мечтают. Тесла действительно может изменить мир. Тем не менее, нельзя отрицать абсурдную, на данный момент, оценку акций. Уолл-стрит явно возлагает большие надежды на это детище Илона Маска.

Итак, вот мой совет: если вам нравятся долгосрочные перспективы Tesla и вы хотите купить эти акции, покупайте их небольшими долями. Не вкладывайте все свои сбережения и не открывайте сразу всю позицию целиком. И хотя сейчас цена акций Tesla упала на 30% с 52-недельного максимума, это не значит, что она не может продолжать падать.

Обзор от 06.06.2021 подготовлен с использованием материалов The Motley Fool

Вы можете поделиться этой статьёй на своей странице в соцсетях:

Акции США , Обзоры

Tesla

olegas ›

Торгую га финансовых рынках с 2008 года. Сначала это был FOREX, затем фондовая биржа. Сначала занимался преимущественно трейдингом (краткосрочными спекуляциями на валютных рынках), но сейчас все больше склоняюсь к долгосрочным инвестициям на фондовом рынке. Хотя иногда, дабы не терять форму и держать себя в тонусе, балуюсь спекуляциями на срочном рынке (фьючерсы, опционы). Пишу статьи на сайт ради удовольствия.

Вывод

Несмотря на отличные сегодняшние финансовые показатели, будущее Tesla на рынке электрокаров все еще неопределенно. Tesla столкнется с серьезной конкуренцией на своих основных рынках. Volkswagen имеет солидные позиции на рынке Европы, где Tesla строит завод в Германии. А General Motors ведет свою деятельность в США и имеет доли во многих крупных китайских игроках на рынке электромобилей.В плане технологичности Tesla также не на первом месте. Но здесь компания испытывает конкуренцию не только с классическим автопромом, но и техгигантами — Alphabet (Waymo) и Microsoft (Cruise).Так как будущее Tesla находится под угрозой, рынок уже не видит в компании безусловного лидера и переоценивает перегретую компанию вниз.Когда Tesla стоила $800, рынок закладывал выполнение всех планов Илона Маска, но сейчас, с учетом роста конкуренции, инвесторы видят повышенные риски в будущем компании. Если падение продолжится, Tesla может показать хорошую точку входа. А когда этот момент произойдет — узнаете в нашей аналитике.Статья написана в соавторстве с аналитиком Дмитрием Новичковым